Протокол № 21 от 19 сентября 2017 г.

 

Протокол № 21

заседания Комитета по социальной политике 

19 сентября 2017 года

Присутствовали:

Глава городского самоуправления, Председатель городского Собрания Викулин В.В.;

Заместитель председателя городского Собрания Наволокин В.В.;

Члены Комитета: Заеленков Д.Н., Петров В.А., Плашкевич В.Е., Светлаков В.Б., Скиртач Т.В., Сухарев А.Е., Хоменко М.А.;

Депутаты: Березнер Л.А., Пахоменко К.В.;

Администрация города: Попова Т.С. – Заместитель главы Администрации города по социальным вопросам, Кособокова Н.А. – главный специалист жилищного отдела;

Аппарат городского Собрания: Рыбалка Ю.В., Фещенко И.Н., Медицкая С.А.;

Приглашенные: Назарова А.М. – директор ЧОУ СОШ «Обнинский колледж»;

Представители прессы.
 

Светлаков В.Б. представил повестку заседания Комитета и предложил утвердить повестку заседания.

Голосовали: «За» - единогласно
 
Повестка заседания:

1. О предоставлении преференций частным образовательным организациям по арендной плате за пользование объектами муниципальной собственности

2. Информация о ходе реализации муниципальной подпрограммы «Жилье в кредит» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Обнинска»

3. Проект решения городского Собрания «О внесении изменений в Положение о  предоставлении денежной компенсации расходов по оплате процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения или строительства жилья или приобретения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство»

4. Проект решения городского собрания» О внесении изменений в Положение о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений»

5. О награждении Почетной грамотой Обнинского городского Собрания.
Разное. Работа с поступившими письмами и документами.
 
В процессе обсуждения:
По вопросу 1

О предоставлении преференций частным образовательным организациям по арендной плате за пользование объектами муниципальной собственности

СЛУШАЛИ:
Светлаков В.Б. – председатель Комитета по социальной политике, сообщил о том, что в Обнинское городское Собрание поступило обращение от директора ЧОУ СОШ «Обнинский колледж» Назаровой А.М. по вопросу предоставления преференции частному образовательному учреждению. Он напомнил, что в марте 2016 года было принято решение городского Собрания «Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального казенного имущества города Обнинска в безвозмездное пользование», в соответствии с которым образовательные учреждения перестали относиться к субъектам, которым возможно предоставление имущества в безвозмездное пользование. Обнинский колледж пользовался этим правом с 1999 года, а с 01.01.2017 стал платить арендную плату в соответствии с заключенным договором аренды. Для разъяснения сложившейся ситуации  обращение было направлено в Администрацию города и получен ответ, в котором отмечено, что решение было принято городским Собранием, руководствуясь которым Администрация заключила договора аренды с ЧОУ СОШ «Обнинский колледж» и ЧОУ СОШ «Обнинская свободная школа». В ответе было сказано, что какие-либо льготы в отношении указанных субъектов в вышеуказанном нормативно-правовом акте отсутствуют, поэтому предоставление преференции узким кругом состава комиссии по аренде Администрации города может привести к двоякой оценке сложившейся ситуации. В ответе отмечено также, что бюджет города Обнинска на 2017 год сформирован и предложено вернуться к рассмотрению данного вопроса при формировании бюджета на 2018 год.
Сухарев А.Е. спросил, какие есть пути решения вопроса?

Светлаков В.Б. назвал 4 возможных варианта решения проблемы:

1.      Внести изменения в Положение, тогда изменение будет по  всем частным школам о безвозмездном пользовании муниципальными помещениями, как было в предыдущем Положении.

2.      Возможна 50% оплата для Обнинского колледжа: рекомендовать Администрации принять решение через обращение главы Администрации в ФАС

3.      Внести изменения в методику расчета арендной платы, где прописаны коэффициенты, то есть понизить коэффициенты с 0,6 до 0,3.

4.      Обнинский колледж (осуществляет свою деятельность в области образования в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях») может обратиться в Администрацию города с заявлением о включении НКО в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. После включения НКО в данный реестр, Обнинский колледж вправе обратиться в Администрацию города за оказанием поддержки.

Сухарев А.Е. высказал свое мнение о том, что реально возможно решение вопроса: либо путем внесения изменений в Положение, либо путем изменения ставок арендной платы, другие варианты не подходят по нашим полномочиям.

Назарова А.М. – директор ЧОУ СОШ «Обнинский колледж», представила информацию о частном общеобразовательном учреждении Обнинский колледж. С 1999 г. некоммерческое учреждение «Обнинский колледж» занимает здание по пр. Маркса, д.26, которое было передано в безвозмездное пользование в хорошем состоянии. С 01.01.2017 года в соответствии с договором аренды стали платить арендную плату в размере 389 тыс. руб. в месяц. Здание большое, составляет 2431 кв. м, поэтому арендная плата большая. Образовательные услуги в летние месяцы школой не оказываются и плата за обучение не взимается. Поэтому образовалась задолженность по арендной плате за 2 месяца в размере 800 тыс. руб.

В школе 170 детей, из них 140 –в школе, 30 – в детском саду, плата родителей составляет: для детского сада – 20,5 тыс. руб., для школы – 22.5 тыс. руб. (в 2016 году). Всего в учреждении 80 сотрудников, по преподавательскому составу, это: 29 учителей, 6 воспитателей, 2 няни, 1 педагог дополнительного образования, 1 хореограф. Средняя заработная плата в школе составляет примерно 24 тыс. руб.

Некоммерческое общеобразовательное  учреждение «Обнинский колледж» является уникальным в городе, имеет в своей структуре дошкольное образование. Дети здесь разные, есть и специфичные, которые по каким-либо причинам не могут учиться в образовательных школах города. Школа выполняет образовательную деятельность и снимает нагрузку  на общеобразовательные школы города.

Березнер Л.А. – председатель комитета по экономической политике, представил некоторые сравнительные данные в отношении образовательного учреждения «Обнинский колледж»:

1.      В 2010 году ставка арендной платы составляла 150 руб. за 1  кв. м, поэтому вводимая арендная плата для Обнинского колледжа была бы примерно 300 тыс. руб. в месяц. В тот, 2010 год, арендную плату не ввели. Субсидия для Обнинского колледжа составляла в 2010 году 1,8 млн. руб., сейчас в 2016 году – 6,9 млн. руб. Аренду не ввели, плата родителей увеличилась на 70%.

Высказал свое мнение, что введение арендной платы никак не влияет на рост цены родительской платы.

2.      По документам, которые были представлены директором Обнинского колледжа в комиссию по имуществу Администрации города, фонд оплаты труда (ФОТ) для Обнинского колледжа составляет по году 27,5 млн. руб., тогда средний ФОТ составит 2,3 млн. руб. при 170 обучающихся. Для сравнения: средний ФОТ для 16 школы - 2,2 млн. руб (при 1000 обучающихся), средний ФОТ для Державы – 4,1 млн. руб. (при 1700 обучающихся), средний ФОТ для Гимназии – 2,2 млн. руб. ( при 600 обучающихся).

Если соотнести цифры бюджета Управления общего образования в 1,2 млрд. руб. в год к 19200 детей (в школах и детских садах) и бюджет Обнинского колледжа в 37 млн. руб. на 170 человек, обучающихся  в школе, то получится, что обучение ребенка в Обнинском колледже обходится в 3,5 раза дороже, чем в саду или обычной школе.

Он выразил мнение в отношении преференций для Обнинского колледжа:

- есть у учреждения какой-то внутренний ресурс, характер которого не учтен;

- город может помочь необязательно, предоставив преференции по арендной плате, может помочь в содержании здания, может взять на себя какие-то виды работ по капитальному ремонту здания.

Мнение депутата – оптимизировать оплату труда в учреждении и изыскать возможность оплаты аренды.

Скиртач Т.В. высказалась за изыскание возможности по оказанию помощи Обнинскому колледжу. Она считает, что образовательное учреждение востребовано, плата родителей оправдывает себя по содержанию детей в этом учреждении

Викулин В.В. – глава городского самоуправления, сказал, что есть специфика у Обнинского колледжа. Здесь подход индивидуальный, и он позволяет сглаживать моменты особенностей детей. По Указу президента необходимо поддерживать такие образовательные учреждения.

Попова Т.С. - заместитель главы Администрации города по социальным вопросам,объяснила, почему вопрос не решается в Администрации города: Положение о порядке передачи муниципального казенного имущества города Обнинска в безвозмездное пользование было принято городским Собранием, в соответствии с которым Администрация города заключила договор аренды с ЧОУ СОШ «Обнинский колледж». Чтобы предоставить преференции, надо иметь веское обоснование. Вместе с тем, если Обнинский колледж прекратит свое существование, то места детям должен предоставить город, которых у него нет. Поэтому считает что необходимо вносить изменения в Положение.

Поступило предложение от депутатов рассмотреть возможность внесения изменений в методику расчета арендной платы по изменению коэффициентов.

Голосовали: «За» - единогласно.

РЕШИЛИ: предложить юридическому отделу городского Собрания подготовить предложения о внесении изменений в методику расчета арендной платы и рассмотреть на заседаниях всех  Комитетов городского Собрания.

По вопросу 2

Информация о ходе реализации муниципальной подпрограммы «Жилье в кредит» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Обнинска»

СЛУШАЛИ:
Кособокова Н.А. – главный специалист жилищного отдела Администрации города,  представила информацию о ходе реализации подпрограммы «Жилье в кредит» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Обнинска».

Подпрограмма «Жилье в кредит» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Обнинска», утверждена постановлением Администрации города Обнинска от 24.10.2014 №1996-п.

Основной целью Подпрограммы является привлечение новых кадров и закрепление уже имеющихся квалифицированных кадров в бюджетных учреждениях города.

С 19 сентября 2016  по 18 ноября 2016 в рамках Подпрограммы «Жилье в кредит» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Обнинска» прошла шестая заявочная кампания.

Принято 48 заявлений: от 27 семей педагогических работников, от 9 семей медицинских работников, от 12 многодетных семей. Из них в 2017 году 41 семья приобрела жилые помещения и заключила  Договоры на получение компенсации: 24 семей педагогических работников (9 – дет. сады, 12 – школы,  1 –МБОУ ДОД СДЮСШОР, 2 –МБУ ДО ДШИ №2), 8 семей медицинских работников (5- ФГБУЗ КБ №8 ФМБА, 3- МРНЦ им. А.Ф. Цыба), 9 многодетных семей. Данные семьи приобрели с использованием кредитных средств 2 379,9  м2 жилья.

Общая стоимость приобретения жилых помещений данными семьями составила 116,8 млн. рублей. Для приобретения жилья привлечено 89,6 млн. рублей кредитных средств, в том числе 66,75 млн.рублей, на  которые начисляется компенсация.

За весь период реализации Подпрограммы:
1) Улучшили свои жилищные условия с использованием кредитных средств  180 семей:

- 105 семей работников образования (63 – дет. сады, 35 – школы, 2 – Эврика, 4 –ДШИ, 1 –МБОУ ДОД СДЮСШОР);

- 58 семей медицинских работников (50 - ФГБУЗ КБ №8 ФМБА, 7 - МРНЦ им.А.Ф. Цыба, 1 - КФ ФГБУ МНТК);

- 17 многодетных семей.

2) В настоящее время из указанных 180 семей получают компенсацию 149, так как с 31 семьей Договоры на получение компенсации расторгнуты (26 - в связи с досрочным погашением кредита, 5 -  в связи с увольнением с места работы).

На реализацию Подпрограммы в бюджете города на 2017 год предусмотрено  10 млн. руб. (целевая статья расходов 05 3 00 00000), однако в соответствии с заключенными Договорами на получение компенсации потребуется 13,449 млн. руб.

В 2017 году участникам Подпрограммы перечислено в качестве компенсации (с учетом 1 % за услуги СБ РФ)  – 8,682млн. руб. (за декабрь 2016 - июль 2017), будет перечислено 1,2 млн. руб. (за август 2017).

РЕШИЛИ: информацию принять к сведению
 
По вопросу 3

Проект решения городского Собрания «О внесении изменений в Положение о  предоставлении денежной компенсации расходов по оплате процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения или строительства жилья или приобретения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство»

СЛУШАЛИ:

Светлаков В.Б. сообщил о том, что из Администрации города поступил проект решения «О внесении изменений в Положение о  предоставлении денежной компенсации расходов по оплате процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения или строительства жилья или приобретения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство»

Кособокова Н.А. – главный специалист жилищного отдела Администрации города,  представила проект решения. Она сообщила, что в апреле 2017 состоялось заседание Комиссии по обеспечению реализации Подпрограммы «Жилье в кредит» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Обнинска», утвержденной постановлением Администрации города Обнинска от 24.10.2014 №1996-п, на котором рассматривался вопрос участия многодетных семей в Подпрограмме.

Так как Подпрограмма разработана в целях «закрепления имеющихся кадров и привлечения новых кадров в бюджетные учреждения города» и основной задачей Подпрограммы является «помощь в улучшении жилищных условий граждан, работающих в бюджетных учреждениях города», то участие многодетных семей в Подпрограмме не соответствует ее целям и задачам, что может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств. В целях приведения в соответствие Положения с целями и задачами Подпрограммы подготовлен проект решения о внесении в Положение следующих изменений:

1) Добавить в Положение условие (подпункты 1 и 2 пункта 2.2.2), что один из супругов в многодетной семье работает на условиях полного рабочего времени в государственном или муниципальном бюджетном учреждении города Обнинска социальной направленности (здравоохранение, образование, культура, спорт) не менее 6-ти месяцев (на момент окончания заявочной кампании).

2) Добавить в Положение условие (подпункт 3 пункта 2.2.2) , что многодетная семья состоит на жилищном учете не менее 1 года (на момент окончания заявочной кампании), таким образом, будет возможность спрогнозировать количество многодетных семей, которые могут участвовать в Подпрограмме, довести до их сведения  сроки заявочной кампании, и это будут семьи, которые имеют гражданство России не менее 1 года.

3) Дополнить 2 абзац пункта 3.3 словами: «а также несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой у граждан, при условии, что они будут собственниками приобретаемого жилого помещения в равных долях с другими членами семьи гражданина».

Согласно пункту 3.3 Положения: «Членами семьи признаются супруги и их несовершеннолетние дети, не достигшие возраста 18 лет, а также находящиеся на их обеспечении дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.»

Среди претендентов заявочной кампании 2016 года было 2 семьи, у которых под опекой находятся несовершеннолетние дети. Согласно Гражданскому Кодексу РФ опекун и опекаемый не являются членами семьи. Поэтому возник вопрос, можно ли считать опекаемых детей членами семьи опекуна в рамках Подпрограммы. Данный вопрос рассматривался 07.12.2016 на комиссии по обеспечению реализации Подпрограммы. Комиссия решила предоставить данным семьям право на получение компенсации с учетом опекаемых детей, при условии, что дети, находящиеся под опекой у данных граждан, будут собственниками приобретаемого жилого помещения в равных долях с другими членами семьи претендента.

4) Добавить в Положение условие (пункт 3.5), что весь период получения компенсации лицо (один из супругов в многодетной семье), заключившее договор на получение компенсации, работает на условиях полного рабочего времени в государственном или муниципальном бюджетном учреждении города Обнинска социальной направленности (здравоохранение, образование, культура, спорт).

5)  Добавить в Положение условие (пункт 4.4), что для подтверждения стажа, факта и условий работы в государственном или муниципальном бюджетном учреждении, в список документов, которые многодетные семьи представляют для регистрации заявлений в заявочную кампанию, следует включить копию приказа о приеме на работу и справку отдела кадров об исполнении трудовых обязанностей на условиях полного рабочего времени одного из супругов.

6)  Добавить в Положение следующие условия (пункт 6.8):

В случае увольнения все участники Подпрограммы обязаны будут в течение пяти рабочих дней сообщать в письменной форме в уполномоченное подразделение Администрации города об этом обстоятельстве (ранее распространялось только на работников образовательных и медицинских учреждений). Так же как и для работников образовательных и медицинских учреждений у лица (один из супругов в многодетной семье), заключившего договор на получение компенсации, будет возможность оформить новые трудовые отношения в течение двух месяцев в соответствии с условиями, указанным в подпункте 1 пункта 2.2.2 Положения, при этом предоставление компенсации  прекращаться не будет.

Если лицо (один из супругов в многодетной семье), заключившее договор на получение компенсации, в течение двух месяцев с момента увольнения не оформит новые трудовые отношения на условиях, указанных в подпункте 1 пункта 2.2.2 настоящего Положения, то предоставление компенсации  будет прекращено, договор на получение компенсации будет расторгнут.

Лицо (один из супругов в многодетной семье), утратившее право на получение компенсации, будет освобождено от возврата в бюджет города суммы, полученной в качестве  компенсации, на основании того, что при заключении договора на получение компенсации, многодетная семья снимается с жилищного учета в Администрации города Обнинска, как получатель бюджетных средств, и уже не может получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации Постановления Правительства Калужской области от 09.02.2012 № 65 «Об утверждении Положения о порядке, условиях, и определении размера предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий», так как исключается из областного списка претендентов.

Предлагается также изменить во 2 предложении 4 абзаца пункта 6.8 Положения слова «срок возврата» на слова «срок добровольного возврата (не более 1 года с момента расторжения договора на получение компенсации)». Это связано с необходимостью единообразного подхода, исключения коррупциогенных факторов и широты дискреционных полномочий в случае добровольного возврата компенсации в бюджет города, необходимо определить максимальный срок добровольного возврата не более 1 года с момента расторжения договора на получение компенсации, после чего можно предъявлять иск в суд для принудительного возврата.

Депутаты задали вопросы

Светлаков В.Б. уточнил о том, что предлагаемые изменения в Положение вносятся с целью улучшения социальной поддержки граждан, работающих в бюджетных сферах образования, здравоохранения и культуры, в том числе и многодетных семей.

Попова Т.С. дала полный ответ. Она сказала, что на сегодняшний день участниками Подпрограммы являются также и многодетные семьи. Когда-то давно дополнительно вводили это категорию  в силу того, что для многодетных семей не было других федеральных программ. Сейчас федеральные программы для многодетных работают, поэтому Администрация  приводит в соответствие с целями и задачами данного Положения категорию многодетных семей, их закрепляют за бюджетными сферами и оказывается помощь в рамках этой Подпрограммы многодетным тем, которые работают в бюджетных сферах. Несомненно, эта Подпрограмма работает на улучшение условий жизни жителей города.

Депутаты согласились с предложенным проектом решения и рекомендовали вынести проект решения на заседание городского Собрания
Голосовали: «За»- единогласно.
 
РЕШИЛИ: вынести проект решения на президиум городского Собрания и экспертный совет, рекомендовать проект решения Обнинского городского Собрания «О внесении изменений в Положение о  предоставлении денежной компенсации расходов по оплате процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения или строительства жилья или приобретения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство» к рассмотрению на городском Собрании.

 

По вопросу 4

Проект решения городского собрания» О внесении изменений в Положение о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений»

СЛУШАЛИ:

Светлаков В.Б. – председатель Комитета по социальной политике, сообщил о том, что поступил из Администрации города проект решения, представлена таблица изменений и пояснительная записка к проекту решения.

Попова Т.С. представила проект решения. Она напомнила, что сейчас работает Положение о порядке выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденное решением городского Собрания от 27.09.2016 № 04-18. Цели и задачи  - развитие кадрового потенциала и закрепление молодых профессиональных кадров в бюджетных учреждениях города. На сегодня количество участников программы составляет 59 человек, на момент окончания заявочной кампании было 75 медицинских и педагогических работников бюджетной сферы. В бюджете города предусмотрено на 2018 год финансирование в размере 18 млн. 659 тыс. руб, на сегодняшний день выплата составила 8, 5 млн. руб., 2,5 млн. руб. еще будут проплачены и экономия по итогам 2017 года составит 7 млн. руб.

Поступившие предложения по Положению были рассмотрены на инициативной группе депутатов, а затем на Комиссии Администрации города и подготовлен проект решения  об изменениях в Положение. Эти изменения следующие:

  1. Предлагается расширить категорию «работники культуры» и предусмотреть в этой категории преподавателей Детских школ искусств, Детской художественной школы, научных сотрудников, библиотечных работников, специалистов культурно-досуговой сферы.
  2. Вносится новая категория получателей выплаты – это молодые специалисты. Под молодыми специалистами подразумеваются педагогические и медицинские работники, работники культуры, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, принятые по первому месту работы по трудовому договору.
  3. Новое, что касается участников выплаты категории молодых специалистов –добавляется их возможность становиться участниками программы в течение года, то есть на эту категорию не распространяется заявочная кампания: в момент своего первого трудоустройства после получения среднего профессионального или высшего образования человек может подать заявление, и ему будет начата выплата, то есть для этой категории создаем свои особые условия.
  4. Молодой специалист может иметь регистрацию в городе Обнинске или ближайших его окрестностях, удаленных от города Обнинска не более, чем на 20 км при условии, что обеспеченность его по месту жительства составляет менее 11 кв. м
  5. Вносится изменение также в предельный срок получения денежной компенсации за наем (поднаем). Он будет не более 3-х лет (ранее было 5 лет), но при этом говорим, что если по истечении 3 –х лет семья участвует или в программе «Жилье в кредит», или самостоятельно берет деньги на строительство жилья, то согласуется пребывание в программе по выплате еще на 3 года. Таким образом, создаем систему: молодой специалист приехал в город и стал участником одной программы по наему (поднаему) жилья, что позволяет ему участвовать в следующих программах или наших муниципальных или федеральных программах. Тем самым человек закрепляется в городе, решив свой жилищный вопрос в нашем городе.

Все изменения в Положении отражены в представленной таблице.

Было отмечено также, что был проведен мониторинг участников этой программы на 2018 год, то есть уже по новому Положению, и получили 162 человека на участие, реально ожидается 140-150 человек.

Пахоменко К.В. – председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам, сообщил, что изменения в Положение были рассмотрены на заседании инициативной группы депутатов, доработаны на заседании комиссии Администрации. Контрольно-счетная палата города провела анализ и сделала замечания, которые были учтены. Проект решения представлен депутатам.

Поступило предложение о вынесении проекта решения на рассмотрение городским Собранием.
Голосовали: «За»- единогласно.

РЕШИЛИ: вынести проект решения на президиум городского Собрания, экспертный совет и на заседание городского Собрания.

 
По вопросу 5
О награждении Почетной грамотой Обнинского городского Собрания.
 
СЛУШАЛИ:

Светлаков В.Б. – председатель Комитета по социальной политике, сообщил о том, что поступило ходатайство на сотрудников МРНЦ им. А.Ф. Цыба о награждении Почетной грамотой Обнинского городского Собрания за большой вклад и содействие в развитие системы здравоохранения, многолетний и добросовестный труд и в связи с 55-летием Центра. Также представлена выписка из протокола № 10 заседания Ученого совета от 12.09.2017 о выдвижении кандидатур на награждение Почетной грамотой Обнинского городского Собрания и характеристики на кандидатов к награждению.

Поступило предложение от депутатов поддержать решение о награждении сотрудников МРНЦ.

Голосовали: «За» - единогласно.

РЕШИЛИ: рекомендовать вынести вопрос о награждении сотрудников МРНЦ Почетной грамотой Обнинского городского Собрания на заседание городского Собрания.

Разное. Работа с поступившими письмами и документами.

Светлаков В.Б. озвучил письма и документы, поступившие из Администрации города:

- Постановления Администрации города;

 

- Информация о поздравлениях ветеранов ВОВ с юбилейными днями рождения, начиная с 90-летия в сентябре 2017 года.