Главная | О городском Собрании
Отчет КСП за 2016 год

 Приложение к решению Обнинского городского Собрания «Об отчете Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город  Обнинск» о деятельности за 2016 год» от 28.02.2017 № 02-27

 
 

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Обнинска за 2016 год

(утвержден Коллегией Контрольно-счетной палаты города Обнинска, решение от 15.02.2017 № 2)

 

Ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Обнинска представляется Обнинскому городскому Собранию в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава муниципального образования «Город Обнинск», Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Обнинск», утвержденного решением Обнинского городского Собрания от 27.09.2011 № 07-24 (далее – Положение о КСП).

В отчете отражена информация об основных результатах деятельности Контрольно-счетной палаты города Обнинска (далее – Палата, КСП) за 2016 год по выполнению полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля, которые определены законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Обнинска.

Самостоятельный и независимый статус Палаты обеспечивает объективную оценку результатов финансовой, хозяйственной деятельности муниципальных организаций, управления и распоряжения имуществом города.

В соответствии со статьей 11 Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Обнинск» Палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

Всего в 2016 году Палатой проведено 35 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольных мероприятий также осуществлялся аудит в сфере закупок.

Заключения по проведенным экспертно-аналитическим мероприятиям и отчеты по результатам контрольных мероприятий направлялись в Обнинское городское Собрание и Администрацию города.

В соответствии с соглашением о взаимодействии, отчеты по результатам контрольных мероприятий направлялись в Прокуратуру города Обнинска.

Ежеквартальная информация о деятельности Контрольно-счетной палаты города Обнинска публиковалась в официальном печатном органе города Обнинска и была размещена в разделе Палаты на сайте Обнинского городского Собрания.

 

Экспертно-аналитическая деятельность

 

Особое значение КСП придает проведению экспертно-аналитических мероприятий, полномочиями на осуществление которых, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), наделены органы внешнего финансового контроля (контрольно-счетные органы).

В области внешнего муниципального финансового контроля Палата наделена значимыми бюджетными полномочиями, без реализации которых невозможно обсуждение и принятие проекта бюджета города Обнинска и его корректировка, а также утверждение отчета об его исполнении.

Всего в 2016 году было проведено 14 экспертно-аналитических мероприятий.

Так, в отчетном периоде Палатой была проведена финансовая экспертиза трех проектов решений Обнинского городского Собрания о внесении изменений в решение о бюджете города Обнинска на 2016 год и проекта решения «О бюджете города Обнинска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Кроме того, были подготовлены заключения на проекты решений Обнинского городского Собрания:

- об утверждении Положения о порядке передачи муниципального казенного имущества города Обнинска в безвозмездное пользование;

- о внесении изменений в Положение «О земельном налоге в городе Обнинске».

Были проанализированы отчеты об исполнении бюджета города Обнинск за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2016 года.

Важнейшим комплексным экспертно-аналитическим мероприятием является проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Обнинска.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения Обнинским городским Собранием подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главных администраторов бюджетных средств) и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Была проведена проверка бюджетной отчетности за 2015 год семи главных администраторов бюджетных средств города Обнинска, в частности:

- органов местного самоуправления Обнинска: Обнинское городское Собрание, Администрация города и Контрольно-счетная палата;

- управлений Администрации города Обнинска, наделенных правами юридического лица: Управление финансов, Управление культуры и молодежной политики, Управление общего образования и Управление социальной защиты населения.

КСП отмечает, что бюджетная отчетность представлена всеми главными администраторами бюджетных средств в установленный срок и по формам, предусмотренным Инструкцией по составлению бюджетной отчетности.

Вместе с тем, были установлены отдельные факты несоответствия годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств установленным требованиям по составу и содержанию.

Так, в годовой отчетности Администрации города не были отражены расходы в сумме 610,2 млн. руб. подведомственных ей муниципальных казенных учреждений: «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Администрации города Обнинска», «Городское строительство» и «Бюро ритуальных услуг».

Как и в предыдущие периоды был установлен факт доведения Управлением финансов до Управления общего образования бюджетных ассигнований в сумме 82,3 млн. руб. по коду другого главного распорядителя бюджетных средств - Администрации города.

В целях соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета города Обнинска КСП были сформулированы предложения по устранению выявленных нарушений.

Общие итоги проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств были аккумулированы в сводном отчете и нашли отражение в заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2015 год.

В заключении по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Обнинска за 2015 год была проанализирована динамика основных характеристик бюджета города Обнинска в течение отчетного года, проведен аудит соответствия основных показателей социально-экономического развития города основным характеристикам бюджета Обнинска за 2015 год.

Общий объем доходов бюджета города исполнен в сумме 3 234,8 млн. рублей, в том числе, объем безвозмездных поступлений - в сумме 1 368,7 млн. рублей.

В заключении было отмечено, что потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, объем которых по сравнению с 2014 годом увеличился на 71,2% или на 66,6 млн. рублей и, по состоянию на 01.01.2016, составил 160,1 млн. рублей.

Так, задолженность в бюджет города на 01.01.2016 по налоговым доходам составила 90,2 млн. рублей, по аренде за земельные участки – 49,8 млн. рублей, по арендной плате за пользование муниципальными нежилыми помещениями и имуществом – 20,1 млн. рублей.

Кроме того, сумма фактически полученных безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации оказалась на 27,3 млн. рублей ниже запланированной.

Бюджет города по расходам за 2015 год исполнен в сумме 3 477,8 млн. рублей, что составляет 91,8% к уточненной сводной бюджетной росписи. Бюджетные ассигнования по расходам за 2015 год не выполнены на сумму 310,0 млн. рублей.

Расходы бюджета на капитальные вложения в 2015 году составили 300,8 млн. рублей или 78,2% к уточненной сводной бюджетной росписи, в том числе: средства федерального бюджета составили 200,1 млн. рублей, областного – 3,4 млн. рублей, местного бюджета – 97,3 млн. рублей.

Расходы на развитие наукоградов за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, составили 48,9 млн. рублей или 100% к уточненной сводной бюджетной росписи.

Из резервного фонда Администрации города на основании распоряжений было выделено бюджетных ассигнований в сумме 426,0 тыс. рублей, фактические расходы составили 420,7 тыс. рублей или 98,8% к выделенным средствам.

Общий объем расходов бюджета города Обнинска, реализованных программно-целевым методом, составил в 2015 году 2 993,6 млн. рублей или 86,1% от общего объема расходов. Расходы, в рамках программных мероприятий, были исполнены по 13-ти муниципальным программам.

            Дефицит бюджета города составил 243,0 млн. рублей.

По результатам проведения анализа и мониторинга бюджетного процесса в 2016 году Обнинскому городскому Собранию была представлена ежеквартальная информация об исполнении бюджета за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2016 года.

Информация содержала оценку исполнения доходных и расходных статей городского бюджета, а также анализ выявленных отклонений. По результатам проведенного анализа были сделаны выводы о снижении показателей исполнения бюджета в сравнении с аналогичными показателями 2015 года.

В соответствии с БК РФ, Положением о бюджетном процессе в городе КСП проводит экспертизу проекта решения о бюджете города Обнинска.

Проект бюджета города Обнинска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов был сформирован в соответствии с решением Обнинского городского Собрания от 28.06.2016 № 03-14 «Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета города Обнинска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», принятого на основании Федерального закона от 02.06.2016 № 158-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При проведении экспертизы проекта решения в первом чтении КСП были проанализированы основные показатели прогноза социально-экономического развития города Обнинска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Проведен аудит соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных с проектом решения, требованиям БК РФ и Положения о бюджетном процессе в городе Обнинске, а также проверка соответствия представленного проекта бюджета действующему законодательству, оценено состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования проекта бюджета, обоснованность расчетных параметров основных прогнозных показателей бюджета.

Экспертиза проекта решения показала, что установленные БК РФ ограничения соблюдены, в том числе, по предельным размерам дефицита, резервного фонда, муниципальных заимствований, муниципального долга.

Вместе с тем было обращено внимание на рост задолженности по налоговым доходам за 9 месяцев 2016 год на 24,5%.

В связи с вступлением в силу с 01 января 2016 года пункта 8 статьи 217 БК РФ, предусматривающего необходимость наличия в муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования, регулирующего бюджетные правоотношения, положения об установлении в решении о бюджете дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, КСП были вынесены предложения о внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Обнинске и об установлении в решении о бюджете закрытого перечня оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете.

По результатам финансовой экспертизы проекта бюджета в первом чтении в Обнинское городское Собрание и Администрацию города было направлено заключение на проект бюджета.

КСП отмечает, что изложенные Палатой предложения были учтены в проекте бюджета во втором чтении. Кроме того, в Положение о бюджетном процессе в городе Обнинске были внесены соответствующие изменения.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия «Оценка исполнения Прогнозных планов (программ) приватизации муниципального имущества города Обнинска за 2013, 2014 и 2015-2017 годы» КСП отмечала, что за период с 2013 по 2015 годы была запланирована приватизация 6 объектов муниципального имущества города. Фактически приватизировано 4 объекта. Сумма, поступившая в доход бюджета города от приватизации муниципального имущества за данный период, составила 29,8 млн. рублей, что почти на 5% выше оценочной стоимости объектов. Расходы по оценке стоимости муниципального имущества для определения его рыночной стоимости и установления начальной цены составили 35,7 тыс. рублей. Планы приватизации на 2013 и 2014 годы не были выполнены в полном объеме. Исполнение Плана приватизации на 2015-2017 годы по объектам, приватизация которых была предусмотрена в 2015 году, осуществлялось с нарушением сроков, установленных Планами приватизации.

Администрации города Обнинска было рекомендовано принять меры по недопущению нарушения, установленных сроков приватизации объектов, а также усилить контроль за соблюдением положений действующего Порядка приватизации муниципального имущества.

По итогам проверок законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Обнинска, выделенных на содержание муниципальных казенных учреждений «Централизованная бухгалтерия» (культура) и «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений», был проведен сравнительный анализ эффективности использования средств бюджета Обнинска на содержание данных учреждений.

Указанные учреждения созданы при Управлении культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска (далее – УКиМП) и Управлении общего образования Администрации города Обнинска (далее – УОО) соответственно с целью централизованной организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности подведомственных управлениям учреждений.

Общими недостатками в работе централизованных бухгалтерий (далее – ЦБ) явились неурегулированность на нормативном уровне полномочий по формированию централизованными бухгалтериями бюджетной отчетности данных управлений, как главных распорядителей бюджетных средств города Обнинска, а также частичное несоответствие содержания договоров, заключенных централизованными бухгалтериями с муниципальными учреждениями, требованиям и положениям действующего законодательства.

Сравнительный анализ затрат на содержание ЦБ в 2016 году показал, что в пересчете на одну штатную единицу, для ЦБ УКиМП предусмотрены средства в размере – 623,5 тыс. рублей, в том числе на оплату труда приходится 428,4 тыс. рублей.

В ЦБ УОО данная сумма составляет 534,7 тыс. рублей, в том числе на оплату труда - 365,5 тыс. рублей.

При этом из 15 количественных показателей, рассмотренных в ходе проведения анализа, нагрузка на единицу штатной численности основного персонала в ЦБ УОО больше, чем в ЦБ УКиМП, по 12 показателям.

Прежде всего, это касается количества обслуживаемых организаций. Так, в ЦБ УОО на одну обслуживаемую организацию приходится 1 специалист, а в ЦБ УКиМП – 2 специалиста.

Кроме того, в ЦБ УОО общий объем обрабатываемых платежных поручений в 6 раз, а количество договоров и контрактов в 11 раз выше, чем в ЦБ УКиМП. При этом при пересчете на единицу штатной численности специалистов количество обрабатываемых платежных поручений в ЦБ УОО в 2,6 раза, а договоров и контрактов в 4,7 раз выше, чем в ЦБ УКиМП.

Администрации города был направлен ряд предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.  

 

Контрольная деятельность

 

В 2016 году Палатой проводились контрольные мероприятия в органах местного самоуправления города, в муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях, а также иных организациях, получавших средства городского бюджета, использующих муниципальную собственность или управляющих ею.

Всего было проведено 21 контрольное мероприятие, включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год.

Контрольными мероприятиями было охвачено 28 организаций, в том числе:
15 - в отношении органов местного самоуправления и их структурных подразделений,
8 - муниципальных учреждений, 4 - муниципальных предприятия и 1 организация – Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 8 Федерального медико-биологического агентства».

Общий объем нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий, в денежном выражении составил 41,4 млн. рублей.

Фактов нецелевого расходования средств муниципального бюджета установлено не было.

Как и в предыдущие годы, большая часть нарушений связана с несоблюдением отдельных требований отраслевого законодательства, нормативных правовых актов федерального, областного и муниципального уровня, регулирующих финансово-бюджетную сферу, а также с неэффективным использованием средств. Были выявлены так называемые  «прочие нефинансовые нарушения», прежде всего, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, применением трудового законодательства.

Одной из особенностей работы Палаты в 2016 году стало проведение в рамках контрольных мероприятий аудита в сфере закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Целью данного вида аудита является оценка обоснованности планирования закупок, анализ и оценка результатов, достижения целей осуществления закупок.

Аудит в сфере закупок проводился посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки для обеспечения муниципальных нужд города Обнинска по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, а также анализа нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования контрактной системы в городе Обнинске.

В первом квартале 2016 года КСП был проведен аудит закупочной деятельности в МБОУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по волейболу Александра Савина».

В ходе проверки проанализирован 91 контракт на общую сумму 6,6 млн. рублей. По результатам проверки КСП сделан вывод, что организация закупок в учреждении в целом соответствует действующему законодательству о контрактной системе. Вместе с тем, КСП отмечалось, что в нарушение ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, в период с 01.01.2014 по 12.12.2015 учреждением должным образом не были приняты меры по повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. 

Аудит в сфере закупок в течение отчетного периода проводился также в рамках контрольных мероприятий Палаты.

В начале 2016 года были подведены итоги контрольного мероприятия «Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (далее – РИД), принадлежащими муниципальному образованию «Город Обнинск», начатого в декабре 2015 года. Объектами проверки являлись Обнинское городское Собрание и Администрация города Обнинска.

По результатам проведенной проверки Палатой отмечалось, что муниципальное образование в лице представительного и исполнительного органов местного самоуправления является обладателем исключительных прав на объекты, являющиеся РИД, на приобретение и техническую поддержку которых в проверяемом периоде были израсходованы бюджетные средства.

Данные объекты, представляющие собой нематериальные активы, были поставлены на бухгалтерский учет, частично - с нарушением установленного порядка.

На уровне города, в целом, и в проверенных органах местного самоуправления, в частности, отсутствовала нормативно-правовая регламентация вопросов управления исключительными правами на РИД, находящимися в собственности муниципального образования.

Кроме того, в структуре органов местного самоуправления отсутствовали подразделение и/или должностные лица, ответственные за управление принадлежащими муниципальному образованию исключительными правами на РИД.

В проверяемом периоде органами местного самоуправления не осуществлялась деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также контролю не нарушения правообладателем прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД.

По результатам проверки, в целях обеспечения эффективного управления исключительными правами на РИД, принадлежащими муниципальному образованию, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления, КСП были внесены предложения об учете замечаний в дальнейшей практической деятельности, связанной с управлением РИД, с учетом имеющегося в ряде муниципалитетов опыта и наработок.

В рамках реализации положений главы 69 части 4 ГК РФ на муниципальном уровне Палатой предложено осуществить правовую регламентацию, в рамках локального нормативного правового акта, вопросов управления исключительными правами на РИД, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования.

Повторные проверки, проведенные в конце 2016 года, свидетельствуют, что указанные рекомендации КСП были положительно восприняты органами местного самоуправления города. В настоящее время осуществляется работа по их внедрению, в частности, назначены ответственные лица, определен круг их должностных полномочий, рассматривается вопрос о местном нормативном регулировании деятельности в сфере управления правами на РИД.    

Вопросы РИД анализировались также при проведении иных контрольных мероприятий в 2016 году.

В ходе обобщения результатов таких проверок КСП были подготовлены методические рекомендации  «Организация внешнего муниципального финансового контроля за осуществлением органами местного самоуправления управления и распоряжения правами на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие муниципальному образованию».

В отчетном году было проверено четыре муниципальных организации культуры города Обнинска: МП «Дом ученых», МБУК «Обнинский экспериментальный театр-студия «Д.Е.М.И.», МБУ ДО «Детская художественная школа», МБУ ДО «Детская школа искусств № 1».

Проверка соблюдения условий получения денежных средств из бюджета города Обнинска, законности и эффективности управления муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении МП «Дом ученых» выявила, что Положение, регулирующее порядок предоставления МП «Дом ученых» средств из бюджета города Обнинска, не в полной мере отвечает требованиям статьи 78 БК РФ.

По мнению КСП, отсутствие в документах, регламентирующих предоставление бюджетной субсидии, вида, размера и приоритетности затрат, возмещение которых должно производиться в первую очередь, не отвечает принципам эффективности использования бюджетных средств, закрепленных в ст. 34 БК РФ.

По ряду договоров на проведение концертов предприятием осуществлялись дополнительные расходы, не согласованные сторонами договоров. Кроме того, отсутствовало документальное подтверждение выполнения МП «Дом ученых» этих дополнительно оплаченных обязательств, что не позволяет считать обоснованными указанные дополнительные расходы предприятия, осуществленные в связи с исполнением основного договора, и учет их в стоимости билетов на концерты.

Размер рентабельности, устанавливаемый предприятием самостоятельно на мероприятия «в зависимости от спроса», не был мотивирован какими-либо объективными критериями.

Были также выявлены недостатки при организации расчетов с арендаторами, располагающимися в здании предприятия.

Проверки соблюдения условий получения субсидий из бюджета города Обнинска на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг и на иные цели трех учреждений культуры города установили общие нарушения:

1. Нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (не проведение инвентаризации обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие Пояснительной записки к балансу за 2015 год).

2. Отсутствие открытости и доступности информации о деятельности учреждений (неразмещение на сайте http://www.bus.gov.ru/ документов, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3. Нарушение требований Положения о порядке формирования муниципального задания, Порядков составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и предоставления субсидий на иные цели.

4. Отсутствие расчетов реальных нормативов затрат, необходимых для оказания (выполнения) определенной муниципальной услуги (работы) и содержание имущества муниципальных учреждений.

Кроме того, в каждом учреждении были установлены частные замечания.

Так, проверка в МБУК «Обнинский экспериментальный театр-студия «Д.Е.М.И.» выявила, что трудовой договор заключен с директором учреждения на неопределенный срок в нарушение Постановления Администрации города Обнинска от 25.01.2010 № 40-п «Об утверждении положения «О порядке и особенностях оформления, заключения и расторжения трудовых отношений с руководителями муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования «Город Обнинск».

Правила внутреннего трудового распорядка учреждения не приведены в соответствие с действующей редакцией Трудового кодекса РФ.

Проверкой в МБУ ДО «Детская художественная школа» (далее – МБУ ДО «ДХШ») было установлено, что закрепленные Уставом основные виды деятельности учреждения не в полной мере соответствуют широте и объему определенных Уставом основных целей и задач его деятельности, отдельные уставные основные задачи деятельности не соответствуют его статусу муниципального учреждения.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ для взрослого населения осуществлялась в отсутствии необходимой регламентации. Доход, полученный учреждением в 2015 году от данного вида деятельности в размере 111,1 тыс. рублей признан КСП неправомерным.

Кроме того, в отсутствие исключительных прав на веб-сайт, правообладателем которого учреждение заявлено в сети Интернет, МБУ ДО «ДХШ» были осуществлены неправомерные расходы на его техническое обслуживание в размере 8,0 тыс. рублей.

В рамках данного контрольного мероприятия был также проведен аудит закупочной деятельности МБУ ДО «ДХШ». В результате было установлено, что, в нарушение требований ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, сотрудник учреждения на момент возложения на него обязанностей контрактного управляющего, не имел высшего образования или дополнительного профессионального образования, как в сфере закупок, так и в сфере размещения заказов. Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ на момент проверки Положение о закупке на 2016 год утверждено не было.

Аналогичное нарушение было выявлено и в ходе проверки МБУ ДО «Детская школа искусств № 1» (далее - МБУ ДО «ДШИ №1»). Кроме того, по результатам контрольного мероприятия в МБУ ДО «ДШИ №1» были выявлены несоответствия ряда положений устава требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», договоров об оказании образовательных услуг правоустанавливающим документам учреждения в части предоставления дополнительного срока обучения.

Проверкой соблюдения условий получения субсидий из бюджета города Обнинска на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг и на иные цели в МБУ «Учебно-методический центр» (далее – МБУ «УМЦ») было установлено, что сумма неправомерно и неэффективно израсходованных учреждением бюджетных средств за 2015 год составила 2 889,75 тыс. рублей или 41,7% от общего объема.

Был также установлен ряд системных нарушений при организации и ведении административно-хозяйственной деятельности в МБУ «УМЦ».

В частности, учреждение оказывало услуги (коррекционно-развивающие занятия с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья), не утвержденные перечнем муниципальных услуг и не установленные ему в муниципальном задании. Расходы, связанные с оказанием данной услуги, составили 2 529,1 тыс. рублей.

Стимулирующие выплаты в сумме 246,65 тыс. рублей были произведены работникам в нарушение требований Трудового кодекса РФ - без определения конкретного вида работ, за который они назначались.

Анализ заключенных контрактов (договоров) МБУ «УМЦ» выявил ряд однотипных нарушений. В некоторых контрактах (договорах), в нарушение ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, отсутствовало указание на то, что цена договора является твердой и изменению не подлежит. Кроме того, в нарушение ч. 6 и 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, часть контрактов (договоров) не содержала обязательных условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного ст. 34 БК РФ, в Плане финансово-хозяйственной деятельности МБУ «УМЦ» на 2015 год были запланированы дублирующие (аналогичные) расходы на выполнение функций «по техническому облуживанию инженерных систем здания учреждения» на оплату труда «Рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания» и на оплату по договорам со сторонней организацией. Сумма неэффективных расходов составила 114,0 тыс. рублей.

По результатам проверки законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Обнинска, выделенных на содержание МКУ «Централизованная бухгалтерия» (далее – МКУ «ЦБ»), было установлено неправомерное расходование учреждением бюджетных средств на оплату труда в 2015 году и 1 полугодии 2016 года в сумме 1 144,8 тыс. рублей.

Были выявлены несоответствия отдельных положений Устава МКУ «ЦБ» требованиям Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части сроков полномочий директора и порядка его деятельности.

Предусмотренные штатными расписаниями должности «Экономист-сметчик» и «Ведущий экономист-сметчик» отсутствовали в Положении об оплате труда работников централизованных бухгалтерий, утвержденном постановлением Администрации города от 21.10.2014 № 1935-п, и как следствие, оклады по ним были утверждены в штатных расписаниях учреждения в нарушение данного положения.

Семь работников учреждения, занимающие «ведущие должности», не соответствовали установленным квалификационным требованиям – не имели высшего профессионального (экономического) образования.

По итогам проверок муниципальных учреждений культуры КСП были направлены предложения в Администрацию города о необходимости разработки Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений города и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества, а также рекомендации по усилению контроля за деятельностью муниципальных  учреждений.

Постановлением Администрации города от 12.10.2016 № 1611-п порядок составления отчета был утвержден.

По результатам проверок директорам МБУ ДО «Детская художественная школа», «Детская школа искусств № 1», МБУ «Учебно-методический центр» и МКУ «Централизованная бухгалтерия» были вынесены представления об устранении выявленных нарушений.

На 2017 год запланированы повторные проверки данных организаций.

По итогам проверки целевого использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда города Обнинска за 2015 год фактов нецелевого использования средств Муниципального дорожного фонда не выявлено.

Вместе с тем были установлены нарушения норм Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части отсутствия:

- установленных нормативными правовыми актами нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения;

- правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

- порядков содержания и ремонта автомобильных дорог.

По результатам проверки было обращено внимание Администрации города на необходимость утверждения недостающих нормативных правовых актов в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Обнинска, выделенных на доплаты к основным должностным окладам медицинских работников ФГБУЗ КБ № 8 ФМБА России (далее – КБ № 8) за 9 месяцев 2015 года выявила нарушения требований постановлений Администрации города, регламентирующих порядок выплаты указанных доплат.

В частности, постановлениями Администрации, непосредственно определяющими цель, адресность и размер доплат за счет средств городского бюджета, не были предусмотрены расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, в результате сумма в размере 6 439,3 тыс. рублей, перечисленная во внебюджетные фонды, была израсходована на цели, не предусмотренные постановлениями об установлении доплат.

За 9 месяцев 2015 года выплаты в сумме 2 600,8 тыс. рублей были осуществлены медицинским работникам, категории которых не были предусмотрены постановлениями администрации в качестве получателей данной доплаты. Кроме того, в КБ №8 отсутствовали расчеты, объективно обосновывающие размер потребности в денежных средствах в целях социальной поддержки отдельных категорий работников КБ №8, а также возможный социальный эффект от предоставления таких мер социальной поддержки.

По результатам проверки Администрации города было предложено изменить порядок данных выплат. С июля 2016 года выплаты медицинским работникам имеют адресный характер и осуществляются через Управление социальной защиты населения.

Как и в предыдущие годы, в 2016 году особое внимание было уделено контролю устранения нарушений, выявленных по итогам ранее проведенных проверок, в том числе, осуществлялся последующий контроль устранения нарушений в сфере закупок.

В рамках последующего контроля было проведено девять проверок, в том числе, четыре - по управлению и распоряжению муниципальной собственностью Обнинска.

Последующий контроль распоряжения земельными участками, расположенными в границах города Обнинска, показал, что нарушения устранены или ведется работа по их устранению.

Проверка устранения нарушений по соблюдению порядка отчуждения недвижимого имущества города Обнинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства по Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) установила, что нарушения процедуры и условий отчуждения арендованного муниципального недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства устранены.

КСП отмечает, что по результатам проведенной Администрацией претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по платежам за выкупленное недвижимое имущество ее размер за 2016 год (в части основного долга, без учета суммы процентов и пени) снизился на 22% и составил 18,9 млн. рублей по сравнению с суммой 24,2 млн. руб.на начало года.

По итогам контроля устранения нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия «Проверка эффективности управления муниципальным имуществом, переданным в безвозмездное пользование», было установлено, что в результате проделанной Администрацией работы все выявленные нарушения были устранены, большинство замечаний учтено.

Вместе с тем, в ходе повторной проверки было установлено, что использование 33 объектов, составляющих имущество казны, осуществлялось третьими лицами без должного оформления собственником имущества фактически сложившихся правоотношений. Гражданско-правовые договоры о предоставлении указанных объектов не соответствуют требованиям действующего законодательства и характеру правоотношений сторон. Контроль в отношении переданного третьим лицам имущества казны осуществлялся не в полной мере.

Последующий контроль оценки деятельности Администрации города Обнинска по управлению муниципальным имуществом, в части доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну муниципального образования «Город Обнинск» (за исключением земельных участков), установил, что в результате проведенной Администрацией города Обнинска работы были полностью устранены пять из шести нарушений, полностью учтены все замечания и предложения КСП.

Вместе с тем, в ходе повторной проверки по состоянию на 01.10.2016 года был отмечен рост задолженности по арендным платежам на 11%, по сравнению с задолженностью на начало года. Ее размер составил 22,4 млн. рублей.

КСП была проведена выборка арендаторов, у которых сумма просроченной задолженности составила более 100,0 тыс. рублей. Анализ показал, что 23 арендатора из 252, имеют просроченную задолженность более 100 тыс. рублей. Суммарная задолженность указанных арендаторов составила 19,7 млн. рублей или 87,9% в общей сумме задолженности.

По результатам повторных проверок был сделан вывод, что к системному недостатку при распоряжении и управлении муниципальным имуществом следует отнести недостаточную эффективность мер по обеспечению исполнения обязательств арендаторами муниципального имущества по уплате арендных платежей и покупателей муниципального имущества в рамках Федерального закона 159-ФЗ.

Контроль устранения выявленных нарушений муниципальными предприятиями города «Оздоровительные бани» и «Обнинская типография», а так же МАУ «ДК ФЭИ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений» показал, что организациями была проведена значительная работа по их устранению.

Вместе с тем, МП «Обнинская типография» не была проведена необходимая работа по устранению нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на что предприятию было указано повторно.

Проверка устранения нарушений, выявленных в 2015 году по результатам проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств на благоустройство внутридворовых территорий по муниципальной программе «Совершенствование и развитие улично-дорожной сети на территории города Обнинска», в рамках деятельности территориальных общественных самоуправлений (ТОС), установила, что нарушения устранены.

Вместе с тем, в ходе повторной проверки был установлен ряд новых нарушений и замечаний.

В нарушение п. 2.3 «Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования «Город Обнинск», их формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации», содержащийся в Программе «Дорожное хозяйство» очевидный вывод о том, что ремонт внутриквартальных и внутридворовых проездов «способен улучшить ситуацию, связанную с приведением их в нормативно-техническое состояние», не основан на анализе их текущего состояния. К тому же технически не определено и нормативно не закреплено понятие «двор, находящийся в нормативном состоянии».

В действующей программе «Дорожное хозяйство», как и в реализованной в 2014 году подобной программе, не изложена роль ТОС в организации ремонта внутриквартальных и внутридворовых проездов, не обозначены направления использования потенциала ТОС города в рамках комплексного подхода к благоустройству внутридворовых территорий города, в том числе, процедурные формы и методы участия ТОС. Кроме того, ТОСы города не учтены программой «Дорожное хозяйство» в качестве участников, а также в каком-либо ином институциональном статусе в содержательной части Программы «Дорожное хозяйство», их место в системе взаимодействия и координации не определено.

 

Организационно-методическая и информационная деятельность

 

В 2016 году организационная работа была направлена на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы.

Было проведено 17 заседаний Коллегии КСП, на которых рассматривались вопросы планирования деятельности, утверждались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обсуждались вопросы внутренней организации работы.

Палатой была продолжена работа по реализации в своей деятельности норм Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской федерации и муниципальных образований», в части стандартизации деятельности, в том числе, с использованием Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а так же в целях исполнения требований об обеспечении доступа к информации о деятельности контрольно-счетных органов, установленных статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации  и  деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Палата использует раздел на официальном сайте Обнинского городского Собрания http://www.gs-obninsk.ru/ в сети Интернет, где размещаются годовые планы работы, ежеквартальная информация и ежегодные отчеты о деятельности Палаты.

В соответствии со статьей 14 Положения о КСП информация о результатах проведенных КСП контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях ежеквартально представляется Обнинскому городскому Собранию и Администрации города Обнинска, а также размещается в средствах массовой информации.

Ежегодный отчет о своей деятельности КСП представляет Обнинскому городскому Собранию не позднее 30 апреля текущего года. После рассмотрения и утверждения его Обнинским городским Собранием отчет публикуется в средствах массовой информации и размещается в сети Интернет.

Как и в предыдущие годы, КСП принимала активное участие в работе Ассоциации контрольно-счетных органов Калужской области.

Так, в июне 2016 года в Малоярославецком районе состоялась VII Конференция Ассоциации контрольно-счётных органов Калужской области, на которой были рассмотрены вопросы применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного (муниципального) контроля и проведения аудита эффективности в условиях программно-целевого бюджетного планирования.

Важным событием в деятельности Палаты стало организация и проведение в декабре 2016 года заседания Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов России (далее – Союза МКСО) под председательством аудитора Счетной палаты РФ, главы Союза МКСО России - Владимира Катренко. Участие в нем приняли руководители контрольно-счетных палат Российской Федерации. Почетными гостями мероприятия стали Губернатор области Анатолий Артамонов, депутат Государственной Думы РФ Николай Любимов, председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Гриб, главный Федеральный инспектор по Калужской области Александр Савин.

От муниципального образования «Город Обнинск» в работе Президиума участие приняли Глава городского самоуправления, Председатель городского Собрания Владимир Викулин и глава Администрации города Владислав Шапша. Участники заседания обменялись опытом проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обсудили планы работы контрольно-счетных органов на 2017 год, а также роль органов внешнего финансового контроля в бюджетном процессе. Четверо специалистов КСП города Обнинска были отмечены наградами Союза МКСО за вклад в становление и развитие внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии со ст. 11 Положения о КСП, решением Коллегии от 28 декабря 2016 года был утвержден план работы на 2017 год.

 
 
 
Председатель Контрольно-счетной

палаты города Обнинска                                                                           Г.Ю. Артемьев