Информация за 3-й квартал 2021

Информация
о деятельности Контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Обнинск»
 за III квартал 2021 года

 
В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Обнинск» (далее - КСП) на 2021 год в III квартале текущего года КСП было проведено 8 экспертно-аналитических мероприятий и 2 контрольных мероприятия.

В рамках экспертно-аналитической работы КСП были подготовлены:

- отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности содержания муниципального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Обнинска (в части расходов на капитальный и текущий ремонт)»;

- аналитическая записка по итогам мониторинга бюджетного процесса в городе Обнинске за I полугодие 2021 года на основании отчета Администрации города Обнинска об исполнении бюджета города за I полугодие 2021 года;

- аналитическая записка «Мониторинг реализации национальных проектов (программ) на территории города Обнинска в I полугодии 2021 года»;

- аналитическая записка «Мониторинг основных показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий города Обнинска в I полугодии 2021 года»;

- 2 заключения на проект решения Обнинского городского Собрания «О внесении изменений в Решение Обнинского городского Собрания от 15.12.2020 № 02-08
«О бюджете города Обнинска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»;

- заключение на проект решения Обнинского городского Собрания «О внесении изменений и дополнений в Положение «О взаимодействии органов местного самоуправления муниципального образования «Город Обнинск», утвержденное Решением Обнинского городского Собрания от 27.09.2021 № 08-24»;

- заключение на проект решения Обнинского городского Собрания «О внесении изменений в Решение Обнинского городского Собрания от 24.11.2015 № 01-04                      «Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества города Обнинска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)».

По результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности содержания муниципального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Обнинска
(в части расходов на капитальный и текущий ремонт)» КСП было отмечено следующее.

Анализом полномочий главных распорядителей бюджетных средств в части содержания подведомственных муниципальных учреждений, установленных нормативными правовыми актами города Обнинска, отмечено, что на уровне муниципального образования отсутствуют единые подходы в части проведения капитальных и текущих ремонтов подведомственных бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, проведение ремонта не в полной мере регламентировано указанными нормативными правовыми актами.

Так, Положением «Об Администрации (исполнительно-распорядительном органе) городского округа «Город Обнинск», утвержденного Решением Обнинского городского Собрания от 27.10.2009 № 08-78, вопросы содержания имущества, в том числе проведения капитальных и текущих ремонтов, подведомственных бюджетных и автономных учреждений не регламентированы.

Управление образования в соответствии с Положением об Управлении образования формирует План ремонтов в подведомственных образовательных учреждениях, а также обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования, обустройство прилегающих к ним территорий. Вместе с тем, Положением об Управлении образования не предусмотрено на какой срок и когда формируется План ремонтов.

Управление культуры в соответствии с Положением Управлении культуры содействует сохранению и развитию материально-технической базы подведомственных муниципальных организаций, а также  разрабатывает и представляет на рассмотрение предложения по реконструкции и ремонту подведомственных муниципальных организаций. Вместе с тем, кому и когда представляются предложения, Положением об Управлении культуры не регламентировано.

Общий объем средств, запланированный в 2019 – 2021 годах на капитальный и текущий ремонт учреждений, подведомственных Администрации города Обнинска, Управлению образования и Управлению культуры, составил 234 275,6 тыс. рублей, в том числе на капитальный ремонт – 109 474,2 тыс. рублей, или 46,7% от общего объема средств, на текущий ремонт – 124 801,4 тыс. рублей, или 53,3%.

Капитальный ремонт проводился муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на иные цели и за счет бюджетных средств, выделяемых МКУ «Городское строительство» на проведение капитальных ремонтов, что соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, текущий ремонт проводился муниципальными бюджетными и автономными учреждениями  за счет субсидий на иные цели, что не соответствует действующему законодательству и нормативным правовым актам Администрации города Обнинска.

Кроме того, была отмечена неравномерность финансирования текущих ремонтов муниципальных бюджетных и автономных учреждений в 2019 - 2021 годах. Так, текущий ремонт был запланирован Планами ФХД учреждений только на 63 объекта недвижимости, или 37,5% от общего количества объектов недвижимости.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности содержания муниципального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Обнинска (в части расходов на капитальный и текущий ремонт)» был направлен КСП в КСП в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

По результатам мониторинга реализации национальных проектов (программ) на территории города Обнинска в I полугодии 2021 года КСП было отмечено, что Решением Обнинского городского Собрания от 15.12.2020 № 02-08 «О бюджете города Обнинска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Решение о бюджете № 02-08) были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 7 федеральных проектов (далее - ФП) в рамках 4 национальных проектов (далее - НП):

- ФП «Финансовая поддержка семей при рождении детей», ФП «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и ФП «Спорт – норма жизни» в рамках НП «Демография»;

- ФП «Жилье» и ФП «Формирование комфортной городской среды» в рамках НП «Жилье и городская среда»;

- ФП «Дорожная сеть» в рамках НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

- ФП «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» в рамках НП «Культура».

Количество федеральных проектов, планируемых к реализации в 2021 году, уменьшилось по сравнению с 2020 годом с 9 до 7, количество национальных проектов, планируемых к реализации в 2021 году, осталось на уровне 2020 года.

Согласно Решению о бюджете на 2021 год и сводной бюджетной росписи расходов по состоянию на 01.07.2021 (далее - СБР) общий объем бюджетных ассигнований по сравнению с Решением о бюджете № 02-08 увеличился на 30 234,5 тыс. рублей, или на 2,4%, и составил 1 265 467,3 тыс. рублей.

Согласно проведенному анализу структура источников финансирования мероприятий национальных проектов в анализируемом периоде по сравнению с I кварталом 2021 года изменилась.

Так, объем финансирования за счет средств федерального бюджета увеличился на 66 884,3 тыс. рублей, или на 10,8%, и составил 688 122,6 тыс. рублей. Удельный вес финансирования за счет средств федерального бюджета увеличился на 4,3% и составил 54,4% от общего объема финансирования на реализацию мероприятий НП. В разрезе 4 НП наибольший удельный вес финансирования за счет средств федерального бюджета (80,1%) приходится на реализацию мероприятий НП «Жилье и городская среда», наименьший (45,4%) - на реализацию мероприятий НП «Демография».

Объем финансирования за счет средств областного бюджета уменьшился на 42 688,1 тыс. рублей, или на 7,8%, и составил 504 530,0 тыс. рублей. Удельный вес финансирования за счет средств областного бюджета уменьшился на 4,2% и составил 39,9% от общего объема финансирования на реализацию мероприятий НП. В разрезе 4 НП наибольший удельный вес финансирования за счет средств областного бюджета (47,1%) приходится на реализацию мероприятий НП «Демография», наименьший (18,7%) – на реализацию мероприятий НП «Жилье и городская среда».

Объем финансирования за счет средств бюджета города Обнинска увеличился на 796,8 тыс. рублей, или на 1,1%, и составил 72 814,7 тыс. рублей. При этом, удельный вес финансирования за счет средств местного бюджета уменьшился на 0,1% и составил 5,7% от общего объема финансирования на реализацию мероприятий НП. В разрезе 4 НП наибольший удельный вес финансирования за счет средств бюджета города Обнинска (7,5%) приходится на реализацию мероприятий НП «Демография», наименьший (1,2%) - на реализацию мероприятий НП «Жилье и городская среда».

По состоянию на 01.07.2021 запланированные расходы исполнены в сумме 172 401,9 тыс. рублей, или 13,6% к показателям СБР, в том числе:

- по НП «Демография» в сумме 110 850,1 тыс. рублей, или 12,9%
к запланированному объему;

- по НП «Жилье и городская среда» в сумме 61 551,8 тыс. рублей, или 21,4%                  к запланированному объему.

По двум национальным проектам расходы в I полугодии 2021 года не исполнялись - НП «Безопасные и качественные дороги» и  НП «Культура».

Аналитическая записка по итогам мониторинга была направлена КСП в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

По итогам мониторинга бюджетного процесса в городе Обнинске было отмечено, что доходы бюджета города за 1-е полугодие 2021 года были исполнены на 44,8%, в 2020 году исполнение составило 30,6%. 

            Сводная бюджетная роспись на 2021 год за I полугодие 2021 года исполнена на 39,9%, в 2020 году исполнение составило 28,2%.

Расходы бюджета города по муниципальным программам за I полугодие 2021 года исполнены на 39,3%. Наименьшее исполнение сложилось по 3 муниципальным программам: МП «Развитие и модернизация объектов инженерной инфраструктуры города Обнинска» (3,9%), МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «Город Обнинск» (8,7%) и МП  «Формирование современной городской среды» (10,1%). Анализом ежеквартального исполнения указанных программ в 2020 году КСП также отмечалось неравномерное исполнение расходов в течение года. Так, в целом не смотря на то, что по итогам 2020 года расходы по указанным муниципальным программам исполнены на 98,1% - 98,4%, основное исполнение расходов складывалось в III и IV кварталах 2020 года. 

По факту исполнения бюджета за I полугодие 2021 года сложился профицит в сумме 202 759 тыс. рублей. За соответствующий период 2020 года профицит бюджета города составлял 133 321 тыс. рублей.

Годовые плановые назначения на 2021 год, установленные Решением о бюджете на 2021 год, по доходам Муниципального дорожного фонда за I полугодие 2021 года исполнены на 16,0%, по расходам – на 15,5%.

Аналитическая записка по итогам мониторинга бюджетного процесса была направлена КСП в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

По результатам мониторинга основных показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий в Iполугодии 2021 года КСП было отмечено, что количество предприятий, получивших чистую прибыль по результатам деятельности в отчетном периоде, составило 6 МП, что выше уровня 2020 года
(3 предприятия) в 2 раза, но ниже плановых показателей на 2021 год (8 предприятий) на 25,0%. Объем чистой прибыли получен в размере 121 919 тыс. рублей, что ниже уровня 2020 года на 23,6% (159 600 тыс. рублей), но выше плановых показателей на 2021 год в 1,8 раза (68 999 тыс. рублей). Наибольший объем чистой прибыли (92,9%) приходится на МП «Теплоснабжение», наименьший (0,04%) – на МП «Коммунальное хозяйство».

Количество предприятий, получивших убыток по результатам деятельности в отчетном периоде, составило 5 МП, объем убытка – 40 121 тыс. рублей. Наибольший объем убытков приходится на МП «Водоканал» (69,9%) и МП «ОПАТП» (27,5%), наименьший (0,05%) – на МП «Квант».

КСП обращает внимание на значительное невыполнение и перевыполнение плановых показателей по прибыли в 2020 году, что свидетельствует либо о недостаточном качестве прогнозируемых показателей либо о неэффективности работы предприятия в отчетном периоде (в случае невыполнения показателей). Кроме того, сравнительный анализ плановых и фактически сложившихся показателей свидетельствует, что при планировании показателей на очередной финансовый год не учитывается оценка показателей в отчетном периоде.

Общий объем кредиторской задолженности муниципальных предприятий по состоянию на 30.06.2021 составил 278 142,0 тыс. рублей, что выше уровня на 31.12.2020 на 3 466,0 тыс. рублей, или на 1,3%. Как положительный момент следует отметить снижение кредиторской задолженности на 31.06.2021 по сравнению с кредиторской задолженностью на 31.03.2021 на 63 609,0 тыс. рублей, или на 18,6%.

Общий объем дебиторской задолженности муниципальных предприятий по состоянию на 30.06.2021 составил 336 035,0 тыс. рублей, что ниже уровня на 31.12.2020 на 175 740,0 тыс. рублей, или на 34,3%. Как положительный момент следует отметить существенное снижение дебиторской задолженности на 30.06.2021 по сравнению с дебиторской задолженностью на 31.03.2021 на 218 779,0 тыс. рублей, или на 39,4%.

Аналитическая записка по итогам мониторинга основных показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий была направлена КСП в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

В соответствии с Планом работы на 2021 год в III квартале 2021 года КСП были проведены следующие контрольные мероприятия:

- «Проверка правомерности предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»;

- «Оценка обоснованности осуществленных закупок для обеспечения муниципальных нужд заказчиками города Обнинска, подведомственными Управлению общего образования Администрации города Обнинска, в 2020 году и истекшем периоде 2021 года».

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка правомерности предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» КСП было отмечено, что Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – субсидии юридическим лицам) регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 (ред. от 30.12.2020) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 1492, Общие требования), которое вступило в силу с 03.10.2020.

В отчете КСП было отмечено, что на момент проведения проверки 14 порядков предоставления субсидий не были приведены в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ № 1492.  4 порядка предоставления субсидий юридическим лицам приведены в соответствие с Общими требованиями, при этом с нарушением срока, установленного Постановлением Правительства РФ № 1492. Так, указанные порядки с изменениями вступили в силу 03.08.2021, 03.08.2021, 17.08.2021, 09.06.2021 соответственно при установленном сроке не позднее 01.06.2021.

По итогам проведения контрольного мероприятия «Оценка обоснованности осуществленных закупок для обеспечения муниципальных нужд заказчиками города Обнинска, подведомственными Управлению общего образования Администрации города Обнинска, в 2020 году и истекшем периоде 2021 года» КСП было отмечено, что в нарушение ч. 6Постановления от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» Постановление Администрации г. Обнинска от 03.11.2016 № 1755-п «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Обнинск», содержанию указанных актов и обеспечению их выполнения»:

1) не содержат требования к правовой форме и порядок согласования правил нормирования, утверждаемых Администрацией г. Обнинска и локальных правовых актов в сфере нормирования, утверждаемых муниципальными органами;

2) не содержит случаи внесения изменений в правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными им организациями отдельным видам товаров, работ, услуг и правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им организаций.

Кроме того, в нарушение ч. 5 ст. 19 Федерального закона Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) Перечень подведомственных заказчиков, в отношении которых установлены требования к закупаемым Управлением образования и подведомственными казенными, бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), отсутствуют подведомственные заказчики - МБОУ «Лицей «Физико-техническая школа» и МБОУ «СОШ №17» (юридическое лицо зарегистрировано 26.11.2020).

В нарушение ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ подведомственным Управлению образования заказчиком МКУ «ЦБОУ» было приобретено транспортное средство в отсутствие утвержденных нормативов.

Отчеты КСП о результатах проведенных экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях профильных комитетов Обнинского городского Собрания.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии с прокуратурой
г. Обнинска отчеты по результатам контрольных мероприятий направлялись в прокуратуру города Обнинска.

Кроме того по результатам проведенных контрольных мероприятий в целях устранения выявленных нарушений и недостатков КСП были направлены 4 представления в адрес проверяемых объектов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.

В соответствии с планом работы КСП на 2021 год была подготовлена и направлена в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска Информация                    о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Обнинск» за II квартал 2021 года.

В рамках исполнения полномочий по противодействию коррупции в III квартале 2021 года Председатель КСП принимал участие в заседании межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, созданной при Прокуратуре города Обнинска, на которых рассматривался вопрос  организации работы органов, наделенных действующим законодательством контрольными полномочиями по выявлению, фиксации правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, а также в заседаниях экспертного совета Обнинского городского Собрания по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В III квартале 2021 года КСП активно участвовала в работе Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ (далее – Союз МКСО) и Ассоциации контрольно-счетных органов Калужской области (далее – АКСО Калужской области).

В июле 2021 года Председатель КСП  принял участие в организованном  Счетной палатой РФ обсуждении с контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований  вопросов внесения изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Обсуждение проходило в режиме видеоконференцсвязи с использованием сервиса видеоконференций портала Счетной палаты РФ.

Кроме того, в рамках участия в работе АКСО Калужской области была подготовлена и направлена в КСП Калужской области информация о показателях работы КСП, проводимой в рамках контрольных мероприятий.

ldc4613