Обнинское городское собрание

Тариф тарифу рознь

16.12.2016 10:37

В одних домах Обнинска за обслуживание и текущий ремонт управляющие компании берут всего 7 руб. с квадратного метра квартиры, а в других – 42 руб.

Действующих управляющих компаний (УК) в Обнинске 15. Среди них есть гиганты, обслуживающие 70-80 домов. Рекордсмен — МП УЖКХ (директор Сергей Волотовский), у него сейчас 107 домов, а в следующем году станет, наверняка, еще больше. А у компании с очень похожим названием ООО «УЖКХ» (директор Мария Акуличева) — 22 дома. Есть УК, у которых даже меньше десятка домов. Тарифы у всех разные, но средний по городу — около 16 рублей с кв. м жилья.

Тарифы большие и маленькие

Управляющие компании получают от жителей деньги только за обслуживание дома и текущий ремонт. Все остальное, что значится в платежках — водоснабжение, отопление, газ, электричество — идет напрямую поставщикам ресурсов.

Тарифы на ресурсы устанавливает областное правительство, они повышаются каждый год. В последнее время — на 5-7%. Власть, поднимая цены на электроэнергию или воду, мнения людей не спрашивает, а делает это в заявительном порядке: «С 1 июля повышаются тарифы» — и все.

С тарифом на обслуживание и текущий ремонт ситуация иная — его можно повысить только с согласия собственников жилья (должны проголосовать более половины), и от этого большинство УК пребывают в состоянии огорчения.

Вот, к примеру, УК «Комфорт». На нее жители сильно жалуются. Однако у нее самый низкий тариф в городе — 10-14 руб. в зависимости от дома. «Наш тариф не менялся с 2008 года, — говорит директор «Комфорта» Ольга Наумова. — Вот недавно вы писали о ситуации с ремонтом дома Ленина, 188. Люди хотят, чтобы им отремонтировали подъезды, но большинство из них категорически против повышения тарифа. И что можно сделать за эти деньги?»

Об этом же говорит и руководитель УК «Быт-сервис» Вадим Кац: «Парадокс в том, что чем старее дом, тем ниже для него тариф, хотя вкладывать в него надо больше, чем в новый. Когда мы берем в управление дом-новостройку или перешедший от другой УК, сразу устанавливаем тариф от 20 руб.

А в старых домах увеличить плату за обслуживание и текущий ремонт невозможно — народ против».

При этом некоторым УК удается уговорить жителей поднять тариф. МП УЖКХ, как говорит ее директор Сергей Волотовский, в этом году подняло тариф на обслуживание в 14-ти домах до 28-30 руб. До конца года пройдет заочное голосование об увеличении цены обслуживания еще в трех домах: Мира, 19, Горького, 50 и Курчатова, 24.

Каким должен быть тариф?

«В этом году мы были в гостях у муниципальной УК в Протвино, — рассказывает Сергей Волотовский. — Она обслуживает 90% жилья города, ее тариф — от 28 руб. и выше. Это реальный экономически обоснованный тариф. Дома там обслуживаются хорошо, потому что люди платят хорошо». Вадим Кац в своих рассуждениях близок к коллеге: «Экономически обоснованный тариф — 30 руб».

В «Комфорте» тоже мечтают о повышении тарифа. «Говорят, что он 40 руб. должен быть, — говорит Ольга Наумова. — Да за такие деньги можно розы у каждого подъезда высадить. Мы будем рады и 20 рублям. Очень рассчитываем на помощь городской администрации в решении этого вопроса».

Оказывается, тариф в размере 40 руб. — это не какая-то фантазия. Рекорд в Обнинске — 42 руб. Он принадлежит УК «Солнечная долина». И все довольны — жители и коммунальщики. Однако в «Солнечной долине» в большинстве своем живут люди не бедные, которым платить столько вполне по карману.

С 1 января 2017 года в Обнинске начнет работать еще одна УК — «ЧиП», ею руководит депутат Горсобрания Евгений Халецкий. Там пока 4 дома, и тариф около 21 руб. Будет ли увеличиваться плата? «В конце следующего года мы с собственниками жилья это решим, — говорит Халецкий. — Я ничего не собираюсь скрывать от людей. Вместе посчитаем. Но установленного тарифа нам хватит для начала». Беда многих УК города, по мнению Халецкого, состоит в том, что они не могут и не хотят работать с людьми: «Они подобны советским ЖЭКам, к жителям относятся по-барски».

Коммунальный парадокс

Представим ситуацию — в магазине продают колбасу по той цене, какую называет покупатель. «Это невозможно!» — возразят нам колбасники, продавцы, и будут правы. Они вложили в товар свой труд и знают, сколько он стоит. А на рынке обслуживания жилья подобная ситуация сплошь и рядом — цену услуги назначает не тот, кто ее оказывает, а тот, кто ее потребляет. Этот порядок установлен Жилищным кодексом.

«Законодательство надо менять, — убежден Вадим Кац. — Управляющие компании должны получить право самостоятельно устанавливать тарифы, согласовывая их с органами власти. А жители получат возможность сравнивать тарифы компаний и выбирать для себя оптимальный вариант».

Законодательство же поменять непросто. Но все в руках руководителей управляющих компаний. Им никто не мешает обратиться к депутатам Госдумы со своими предложениями.

Автор: Алексей Собачкин

Поделиться: