Обнинское городское собрание

Быть неравнодушным к месту, где живешь

09.06.2017 11:02

Глава местного самоуправления Владимир Викулин предложил обнинским ветеранам привносить свои идеи и самим посильно участвовать в рассчитанной на пять лет новой программе «Формирование комфортной городской среды». И поведал еще немало интересного, необычного и даже сокровенного.

К недавней встрече в городском Клубе ветеранов Викулин выбрал не такой уж типичный для общения власти с населением и, пожалуй, слегка рискованный формат разговора «за жизнь». Впрочем, Владимир Васильевич сразу сообщил: предстоящая беседа с образующими костяк аудитории многоопытными, почти целому городу знакомыми работниками культуры — это не собрание, не отчет перед избирателями. Скорее — попытка еще лучше узнать и понять друг друга.
Взявшая на себя роль ведущей Зоя Павловна Сунцова, которая долгие годы возглавляла Городской Дворец культуры, во вступительном слове щедро одарила гостя самыми лестными эпитетами, и тот не преминул отозваться галантно. Однако необходимости предварительно растапливать лед в общем-то не было: собравшаяся заслуженная публика оказалась доброжелательной и благодарной.
«Не готов до конца рассказывать о своей жизни, время еще не пришло», — предупредил Викулин. Но рассказал все же о многом.
Свой нынешний высший пост в системе городской власти Владимир Васильевич рассматривает больше как нагрузку общественную. А профессиональная деятельность уже больше четырех десятилетий связана с научно-производственным предприятием «Технология», где он, один из ведущих российских ученых в области керамических конструкционных материалов, автор более двухсот научных трудов, работает сейчас советником генерального директора.
Общественная — не значит факультативная, номинальная. «Это у себя на предприятии, особенно когда был первым руководителем, я хоть и выполнял большой объем работы и за всё отвечал, но по преимуществу давал поручения и следил, как сотрудники их выполняют, — говорит Викулин. — А сейчас приходится самому пахать».
Владимир Васильевич вспоминает суздальское детство и студенческие годы в Ивановском химико-технологическом институте. Родители учительствовали в сельской школе («Многие из вас, — всматривается в лица собравшихся ветеранов, — мне их напоминают»). Мать строгая, детей держала в ежовых рукавицах. Отец — помягче. Папа с мамой рано привили страсть к чтению («В три-четыре года, — вспоминает не без гордости, — уже знал наизусть много отрывков из «Руслана и Людмилы» и других классических произведений»).
Трудолюбию научить сложнее — хотя в определенные моменты сама жизнь заставляет не сидеть сложа руки, но качество это скорее врожденное, или есть оно, или нет. В детстве охотно помогал по хозяйству. Сам колол дрова, носил воду, пропалывал грядки. А после четвертого класса летом пошел работать на комбайне. Копнильщиком — укладывал солому, которая набивалась в бункер. Так четыре года на каникулах трудился, а к старшим классам дорос до помощника комбайнера.
И вот — студенчество («Школьный выпуск вообще оказался талантливым — многие поступили в хорошие вузы»), Иваново (улыбается: «Город невест, девчонки как на подбор, но так и не женился там»). Учеба, спорт (штангу тягал), друзья, летние стройотряды — поблизости и в Казахстане. Пять лучших лет пролетели стремительно. Настало время определяться.
«Еще перед дипломом пришла на наш курс заявка из Обнинска, — вспоминает Владимир Васильевич. — Метила на это место одна девушка, но что-то там не получалось, и профессор предложил мне. Я отнекивался: уезжать из Иванова не хотелось, в городе уже знал очень многих, появились свои привязанности и вообще начинала жизнь как-то складываться. Но в итоге, прямо скажу, пустил ситуацию на самотек. Я вообще иногда просто полагаюсь на судьбу. От нее же не уйдешь, а если своевольно собьешься с предназначенного курса — она непременно щелкнет по носу».
Вот и попал пятикурсник в Обнинск, в филиал Физико-химического института — на «Карповку». Занимался радиационно-химическим синтезом, сделал дипломную работу, получившую высокую оценку. Ивановский вуз готовил инженеров-технологов, которые обычно шли на заводы. А выпускник Викулин всерьез увлекся наукой. И путь в подмосковный «город мирного атома», как его тогда часто называли, предначертала, видимо, та самая судьба, на которую Владимир вовремя положился.
Здесь он довольно быстро защитился. Вскоре перешел в «Технологию» — именно там предстояло в полной мере раскрыться как ученому, изобретателю и руководителю, а позднее, уже в «нулевых», шесть лет проработать генеральным директором. Но четыре десятилетия назад молодой перспективный специалист еще не строил столь смелых планов.
Первым научным прорывам продолжал сопутствовать спорт. Викулин стал чемпионом Калужской области по тяжелой атлетике. Освоил восточные единоборства, которые с тех пор прочно вошли в его жизнь — до сих пор регулярно ходит в спортзал, держит форму («Одно время тренировались во Дворце культуры, и наш учитель Александр Масютин заодно работал с актерами театра Веры Бесковой, помогал ставить «Ящерицу», — вспоминает, и внимательно слушающие ветераны культуры понимающе улыбаются, тоже помнят эту яркую в свое время премьеру. — А чуть позже и мне довелось сыграть в паре спектаклей»).
Уму — наука, телу — спорт. Чего-то не хватало. Да, есть еще душа, есть вечные вопросы, и вот интуиция («А это — вещь серьезная, в науке и бизнесе без нее никак, да и в жизни тоже: недаром с возрастом люди становятся, может быть, и не умнее, но точно мудрее, лучше слышат внутренний голос») подсказала: двигаться надо и в эту сторону, она даже важнее прочих, она — первична. И еще в тогдашние атеистические времена Викулин стал вникать в христианскую литературу.
«Собственно, дело даже не в определенной конфессии, — рассуждает сегодня. — Просто есть духовные законы, которые нужно соблюдать. Если хорошо относиться друг к другу — больше шансов сохранить и собственное здоровье. Нельзя завидовать, обижаться. Иногда трудно попросить прощения, ведем себя, как маленькие дети. Но можно вслух и не просить, можно — мысленно. Просить прощения и самому прощать других. Есть в сердце любовь — жизнь будет долгой и здоровой». 
В устах высокого должностного лица такая проповедь неординарна, и ровесники Викулина, сами с давно сложившимися жизненными ценностями, внемлют с интересом, с чем-то и не соглашаются, но в любом случае задумываются. Владимир Васильевич между тем уже «спускается на землю»: все-таки пришедшим на встречу с ним людям хочется послушать, спросить, самим сказать и о насущном.
Зоя Павловна Сунцова жалуется, что городские учреждения культуры порой забывают о своих ветеранах: «Хотя бы раз в месяц проводили для них мероприятия». Викулин напоминает, что Обнинск развивается с социальной направленностью, две трети бюджетных расходов идут на эти цели. Экономить приходится на многом, власти стараются помогать ветеранам, но не всё получается.
Подключаясь к разговору, начальник городского управления культуры Ирина Фалеева конкретизирует: механизм решения здесь очевиден, в Обнинске ежегодно проводится 1350 общегородских мероприятий, и на них можно делать для ветеранов пригласительные билеты. С коммерческими программами сложнее — учреждениям надо зарабатывать, иначе прогорят. Но определенный, пусть небольшой, процент билетов можно было бы выделять, и если ветераны культуры, как сказала Зоя Павловна, хотят образовать в городе свой совет, то пусть он эти квоты и распределяет.
Елена Николаевна Цивцивадзе, заведующая библиотекой «Старый город», напоминает: этому старейшему в Обнинске учреждению культуры скоро исполняется 70 лет. Неплохо бы привести в порядок территорию возле библиотеки, а тут ведь городу как раз вроде бы и выделяют деньги на благоустройство.
Глава самоуправления соглашается: библиотеки очень нужны, хоть нынешняя молодежь и не любит читать (ну, это он слегка преувеличивает — читают многие, не так запойно-массово, как в прежние времена, но все-таки читают, к счастью). «Вопрос серьезный, мы встречались на эту тему с представителями ТОСа еще в прошлом созыве, — продолжает Викулин. — Сейчас нам важно попасть в федеральную программу благоустройства городов и парков. Есть несколько условий — чтобы сами жители участвовали в этой работе, проводили субботники, сажали деревья. Это движение коснется многих горожан. Давайте будем неравнодушны к тому месту, где живем. При всем уважении к Обнинску за культуру в широком смысле этого слова нам еще бороться и бороться».

Автор: Б.Квасков

Поделиться: