Обнинское городское собрание

Решение 03-77

 

Р Е Ш Е Н И Е № 03-77

 г. Обнинск                                                                 «28» июля  2009 года

 Об утверждении Порядка проведения

антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов Обнинского городского

Собрания и их проектов

 В соответствии с Законом Калужской области «О противодействии коррупции в Калужской области» № 305-ОЗ от 27.04.2007 (в редакции Закона Калужской области № 546-ОЗ от 28.05.2009 года), на основании статьи 28 Устава муниципального образования «Город Обнинск», Обнинское городское Собрание

 РЕШИЛО:

 1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов (Приложение № 1).

 2. Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов (Приложение № 2).

 3. Утвердить состав Экспертного совета по выявлению коррупционных факторов (Приложение № 3).

 Решение вступает в силу со дня принятия и подлежит опубликованию.

 Глава городского самоуправления,

Председатель городского Собрания                                                    В.В. Викулин

  

Приложение № 1 к решению Обнинского городского Собрания «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов» от 28 июля 2009 года № 03-77

 

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Обнинского городского Собрания и их проектов

 

I. Общие положения

1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее – антикоррупционная экспертиза), проводится:

1.1. в обязательном порядке в отношении проектов решений Обнинского городского Собрания и постановлений Главы городского самоуправления (далее - проекты документов),

– затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– регулирующих контрольные, разрешительные полномочия органов местного самоуправления;

– устанавливающих порядок использования и распоряжения государственной и муниципальной собственностью;

– регулирующих правоотношения в сфере бюджетного, налогового, земельного, лесного, градостроительного законодательства, законодательства о недропользовании;

– регулирующих вопросы прохождения муниципальной службы, статуса лиц, замещающих выборные должности в органах местного самоуправления, должности муниципальной службы;

1.2. по инициативе Главы городского самоуправления, Председателя городского Собрания, заместителей Председателя городского Собрания, Комитетов Обнинского городского Собрания в отношении любых поступивших в городское Собрание проектов документов и действующих нормативных правовых актов, если по ним возникают сомнения в наличии положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

2. Антикоррупционная экспертиза проводится Экспертным советом по выявлению коррупционных факторов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов.

 

II. Условия работы Экспертного совета по выявлению коррупционных факторов

3. Экспертный совет по выявлению коррупционных факторов (далее – Экспертный совет) формируется в составе до 10 (десяти) членов, утвержденных Обнинским городским Собранием из числа депутатов, муниципальных служащих аппарата Обнинского городского Собрания, муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты.

4. Для проведения антикоррупционной экспертизы Глава городского самоуправления, Председатель городского Собрания, заместители Председателя городского Собрания, профильный Комитет городского Собрания, рассматривающий проект нормативного правового акта, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, направляет его в Экспертный совет.

Срок проведения антикоррупционной экспертизы, установленный для их рассмотрения лицами, указанными в пункте 1.2, не может быть меньше 15 календарных дней.

5. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.

Экспертное заключение представляется разработчику проекта нормативного правового акта и инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.

 

III. Учет результатов антикоррупционной экспертизы

6. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта документа разработчиком проекта документа.

7. В случае несогласия разработчика проекта документа с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте документа положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик проекта документа вносит его на рассмотрение Обнинского городского Собрания с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.

К проекту документа, вносимому разработчиком проекта документа на рассмотрение в Обнинское городское Собрание, прилагается экспертное заключение, составленное по итогам антикоррупционной экспертизы.

 

Приложение № 2 к решению Обнинского городского Собрания «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов» от  28 июля 2009 года № 03-77

  

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов

 I. Общие положения

1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - антикоррупционная экспертиза).

 

II. Основные правила проведения антикоррупционной

экспертизы

2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее  полнотой, системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта Обнинского городского Собрания или его проекта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

4. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором должно быть отражено:

1) наличие (отсутствие) в нормативном правовом акте Обнинского городского Собрания или его проекте коррупционных факторов, оценка степени их коррупционности;

2) рекомендации по устранению выявленных коррупционных факторов или нейтрализации вызываемых ими негативных последствий;

3) наличие в нормативном правовом акте Обнинского городского Собрания или его проекте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте Обнинского городского Собрания или его проекте выявленных коррупционных факторов.

Экспертное заключение представляется разработчику проекта нормативного правового акта и инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.

Положения проекта нормативного правового акта Обнинского городского Собрания, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта нормативного правового акта Обнинского городского Собрания его разработчиками.

 5. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

 

III. Коррупционные факторы

6. Коррупционными факторами являются:

1) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления, выражающиеся в:

- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

- злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания;

- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;

2) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствующие об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражающиеся в:

- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте Обнинского городского Собрания или его проекте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

- отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;

- отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;

3) факторы системного характера, являющиеся факторами, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).

 

 

Приложение № 3 к решению Обнинского городского Собрания «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Обнинского городского Собрания и их проектов» от 28 июля 2009 года № 03-77

 

 

Состав Экспертного совета по выявлению коррупционных факторов

 

1. Наволокин Владимир Васильевич  –                     Председатель совета

заместитель Председателя Обнинского

городского Собрания

 

2. Первов Андрей Юрьевич –                                      Заместитель председателя совета

депутат городского Собрания

 

3. Матвеев Валерий Альбертович –                            секретарь совета

начальник юридического отдела

городского Собрания

 

4. Белова Галина Георгиевна –                                   член совета

руководитель Контрольно-счетной

палаты

 

5. Гуров Зиновий Рудопьянович –                              член совета

депутат городского Собрания

 

6. Илларионова Нина Васильевна –                           член совета

    Председатель Комитета по ЖКУ    

 

7. Остапец Валерий Григорьевич­ –                            член совета   

депутат городского Собрания

 

8. Просвиркина Алла Гавриловна  –                          член совета

    Председатель Комитета по законодательству

    и местному самоуправлению

 

9. Савин Владимир Николаевич –                              член совета

депутат городского Собрания

 

10. Представитель прокуратуры города –                  член совета

Обнинска (по согласованию)