Обнинское городское собрание

Отчет КСП за 2021 год

 ОТЧЕТ

о деятельности  Контрольно-счетной палаты
муниципального образования«Город Обнинск» за 2021 год
 
Ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Обнинск» представляется Обнинскому городскому Собранию в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава муниципального образования «Город Обнинск», Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Обнинск», утвержденного решением Обнинского городского Собрания от 27.09.2011 № 07-24 (далее – Положение о КСП).

Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Обнинск» (далее – КСП, Палата) осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.

В 2021 году были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (в ред. от 01.07.2021, далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), вступившие в силу 30.09.2021 года.

Изменениями в Федеральный закон № 6-ФЗ в том числе были существенно расширены полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ с учетом изменений КСП осуществляет:

- организацию и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законода-тельством Российской Федерации;

- экспертизу проектов местного бюджета, проверку и анализ обоснованности его показателей;

- внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета;

- проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- оценку эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

- оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- экспертизу проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертизу проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);

- анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

- проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических меро-приятий в представительный орган муни-ципального образования и главе муни-ципального образования;

- контроль за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;

- оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования;

- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Указанные изменения имплементированы в Положение КСП в 1 марта 2022 года.

В соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) КСП также осуществляет бюджетные полномочия:

- по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результати-вности использования бюджетных средств;

- по экспертизе проектов решений о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

- по экспертизе муниципальных программ;

- по анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе по подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодатель-ства Российской Федерации;

- по подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.

В отчете отражена информация об основных результатах деятельности Палаты за 2021 год по выполнению полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля, которые определены законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Обнинска.

В соответствии со ст. 20 Положения о КСП ежегодный отчет о своей деятельности Палата представляет Обнинскому городскому Собранию не позднее 30 апреля текущего года. После рассмотрения и утверждения его Обнинским городским Собранием отчет публикуется в средствах массовой информации и размещается в сети Интернет.

В соответствии со ст. 11 Положения о КСП Палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

Приоритетными направлениями работы Палаты в 2021 году являлись:
 
- контроль за формированием и исполне-нием городского бюджета;

- контроль за использованием муниципаль-ного имущества;

- контроль за реализацией национальных проектов, а также аудит в сфере закупок;

- мониторинг финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

Общий объем проверенных бюджетных средств в 2021 году составил 6 819 699,7
тыс. рублей
 
В соответствии с планом работы КСП на 2021 год Палатой проведено 55 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 18 контрольных и 37 экспертно-аналитических мероприятий по результатам которых было подготовлено:
 
- 24 акта;
- 18 отчетов;
- 25 заключений;
- 11 аналитических записок.
 
Из общего количества контрольных мероприятий 8 мероприятий проведены в рамках внешней проверки главных распорядителей бюджетных средств за исполнением бюджета города Обнинска за 2020 год, 4 мероприятия - в сфере образования, в том числе за реализацией национального проекта «Образование», 2 мероприятия - в рамках контроля за реализацией национального проекта «Демография»; 1 мероприятие – в сфере дорожной деятельности, 1 мероприятие - в рамках контроля за использованием имущества, 1 мероприятие – в рамках контроля за использованием средств резервного фонда Администрации города Обнинска, 1 мероприятие - в рамках контроля за предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учрежде-ниям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) КСП проводился аудит в сфере закупок как в рамках отдельного мероприятия, так и в рамках других контрольных мероприятий.

Заключения по проведенным экспертно-аналитическим мероприятиям, отчеты по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, аналитические записки по результатам ежеквартальных мониторингов бюджетного процесса города Обнинска, национальных проектов, финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Обнинска направлялись в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

В соответствии с соглашением о взаимодействии отчеты по результатам всех контрольных мероприятий также направлялись в Прокуратуру города Обнинска.

Кроме того, сотрудники КСП в 2021 году участвовали в проверке, проводимой Прокуратурой города Обнинска, и в совместной проверке с Контрольно-счетной палатой Калужской области.

Ежеквартально информация о деятельности КСП направлялась в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска, публиковалась в официальном печатном органе города Обнинска и размещалась на сайте Обнинского городского Собрания http://www.gs-obninsk.ru.

В соответствии с планом работы Палаты на 2021 год было проведено 37 экспертно-аналитических мероприятий.
 

 

В рамках экспертно-аналитической работы КСП была проведена экспертиза и подготовлены:
- заключение по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города за 2020 год;

- 2 заключения на проект решения Обнинского городского Собрания
«О бюджете города Обнинска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»;

- 5 заключений на внесение изменений в бюджет города Обнинска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов;

- заключение на внесение изменений в бюджет города Обнинска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов;

- отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности содержания муниципального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Обнинска (в части расходов на капитальный и текущий ремонт)»;

- 3 аналитические записки по итогам мониторинга бюджетного процесса в городе Обнинске за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2021 года;

- 4 аналитические записки по итогам мониторинга реализации мероприятий национальных проектов за 2020 год и за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2021 года;

- 4 аналитические записки по итогам мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Обнинска за 2020 год и за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2021 года;

- заключение на проект муниципальной программы;

- 15 заключений на проекты муниципальных правовых актов.

В апреле 2021 года КСП были проведены внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, в ходе которых в соответствии с БК РФ проверялась годовая бюджетная отчетность. Была проведена сверка показателей по доходам и расходам с данными Сводной ведомости по кассовым поступлениям (ф. 0531817) и Сводной ведомости по кассовым выплатам (ф. 0531815), представленными Управлением федерального казначейства по Калужской области, у следующих главных администраторов средств городского бюджета (далее - ГАБС) за 2020 год:

- Обнинского городского Собрания городского округа «Город Обнинск»;

- Администрации (исполнительно – распоря-

дительного органа) городского округа «Город Обнинск»;

- Комитета по материально-техническому обеспечению Администрации города Обнинска;

- Управления финансов Администрации города Обнинска;

- Управления общего образования Администрации города Обнинска;

- Управления социальной защиты населения Администрации города Обнинска;

- муниципального казенного учреждения «Управление культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска».

В соответствии со ст. 264.4 БК РФ, ст. 13 Решения Обнинского городского Собрания от 27.09.2011 № 05-24 «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в городе Обнинске» (далее - Положение о бюджетном процессе) с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС Палатой было подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета города за 2020 год.

В заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2020 год было отмечено, что перечень представленных документов, а также срок предоставления отчета о бюджете соответствовали требованиям ст. 13 Положения о бюджетном процессе.

Основные показатели исполнения бюджета города за 2020 год соответствовали установленным БК РФ требованиям и исполнены по итогам 2020 года в следующих размерах:

- общий объем доходов бюджета города в сумме 6 766 163,2 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений – 4 638 096,8 тыс. рублей;

- общий объем расходов бюджета города исполнен в сумме 6 819 699,7 тыс. рублей;
- дефицит бюджета города составил 53 536,5 тыс. рублей;

- муниципальный внутренний долг по состоянию на 01.01.2021 года составил
300 000,0 тыс. рублей, в том числе муниципальные гарантии в сумме 0 тыс. рублей.

Расходы, предусмотренные на реализацию 15 муниципальных программ исполнены на 6 193 578,0 тыс. рублей, или 97,2% к запланированному объему. Наибольшее исполнение сложилось по МП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Обнинск» (100,0%), наименьшее – по МП «Молодежь города Обнинска» (88,2%).

Уровень исполненных программно-целевым методом расходов в 2020 году составил 90,8% к общему объему исполненных расходов, что выше уровня 2019 и 2018 годов (88,8% и 85,6% соответственно).

В Заключении было отмечено, что в нарушение п. 4.2 Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования «Город Обнинск», их формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденного Постановлением Администрации города Обнинска от 01.09.2014 № 1626-п, объемы финансирования, предусмотренные 6 муниципальными программами («Развитие образования», «Развитие культуры», «Социальная поддержка населения», «Дорожное хозяйство», «Развитие и модернизация объектов инженерной инфраструктуры города Обнинска», «Обеспечение функционирования системы управления в муниципальном образовании «Город Обнинск»), ответственными исполнителями не приведены в соответствие с объемами финансирования, предусмот-ренными Решением Обнинского городского Собрания от 10.12.2019 № 01-60 (ред. от 29.12.2020) «О бюджете города Обнинска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Решение о бюджете на 2020 год).

При этом по 4 муниципальным программам («Развитие образования», «Развитие культуры»,  «Социальная поддержка населения»,  «Обеспечение функционирования системы управления в муниципальном образовании «Город Обнинск») объемы финансирования программ соответствуют объемам финансирования, предусмотренным сводной бюджетной росписью по состоянию на 31.12.2020.

В Заключении обращено внимание, что у ответственных исполнителей отсутствовали правовые основания приведения объемов финансового обеспечения указанных муниципальных программ к показателям сводной бюджетной росписи, изменения по которым не внесены в решение о бюджете.

Расходы бюджета города на капитальные вложения (бюджетные инвестиции) в 17 объектов капитального строительства в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью были запланированы в объеме 2 074 004,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 804 280,9
тыс. рублей, или 38,8% от общего объема, областного бюджета – 1 063 902,0 тыс. рублей, или 51,3%, местного бюджета – 205 821,7
тыс. рублей, или 9,9%.

Исполнение расходов составило 98,4% к уточненной сводной бюджетной росписи. Доля бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в общем объеме исполненных расходов бюджета города за 2020 год составила 29,9%, что выше уровня 2019 года на 21,9%.

Средства резервного фонда Администрации города Обнинска в 2020 году были использованы в размере 2 737,2 тыс. рублей, или 27,4% к объему резервного фонда и 100,0% к выделенным средствам.

Анализом планирования и исполнения средств резервного фонда за 2015-2020 годы установлено, что расходы резервного фонда Администрации города Обнинска на протяжении ряда лет ежегодно не исполняются в объеме 95,8% (2015 год), 99,5% (2016 год), 100,0% (2017 и 2019 годы), 94,2% (2018 год), 72,6% (2020 год). Кроме того, Положением
«О порядке расходования средств резервного фонда Администрации города Обнинска», утвержденного Постановлением Администрации города Обнинска от 23.06.2014 № 1096-п, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено 4 направления использования средств резервного фонда с объемом финансирования 2 800,0 тыс. рублей, или 28% от общего объема средств резервного фонда, а на реализацию иных непредвиденных расходов предус-мотрено 2 направления использования средств резервного фонда с объемом финансирования 7 200,0 тыс. рублей, или 72% от общего объема средств резервного фонда.

В связи с изложенным КСП предложило рассмотреть вопрос об изменении структуры резервного фонда в соответствии с направлениями, установленными Положением о резервном фонде, а также уменьшении размера резервного фонда.

При подготовке заключения на проект бюджета (первое чтение) КСП были проанализированы основные показатели прогноза социально-экономического развития города Обнинска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – прогноз СЭР) и отмечено, что показатели Прогноза СЭР в целом характеризуются положительной динамикой относительно предыдущего года, так:

- «Объем промышленного производства» увеличивается на 6,4% в 2022 году, на 6,4% в 2023 году и на 7,5% в 2024 году;

- «Объем строительных работ» увеличивается на 7,6% в 2022 году, на 7,0% в 2023 году и на 7,9% в 2024 году;

- «Фонд оплаты труда» увеличивается на 7,3% в 2022 году, на 7,8% в 2023 году, на 7,8% в 2024 году;

- «Выручка предприятий и организаций от реализации товаров, продукции, работ, услуг»  увеличивается на 7,7% в 2022 году, на 7,1% в 2023 году и на 7,5% в 2024 году;

- «Прибыль прибыльных организаций» увеличится на 5,8% в 2022 году, на 8,3% в 2023 году и на 7,1% в 2024 году;

- «Выручка «малых» предприятий от реализации товаров, продукции, работ, услуг» увеличится на 7,9% в 2022 году, на 7,2% в 2023 году и на 7,3% в 2024 году;

- «Среднемесячная номинальная заработная плата 1 работника» увеличится на 6,9% в 2022 году, на 7,3% в 2023 году и на 7,3% в 2024 году.

Вместе с тем, в Заключении было отмечено, что представленный Прогноз СЭР разработан на основе одного варианта сценарного развития. При этом, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Калужской области ежегодно разрабатываются на вариативной основе.

По результатам экспертизы проекта бюджета Администрации города Обнинска было предложено разрабатывать прогноз социально-экономического развития муни-ципального образования города Обнинск, учитывая установленный Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стра-тегическом планировании в Российской Федерации» принцип единства и целостности, на вариативной основе, включая в прогноз основные параметры муниципальных программ, по аналогии с порядком Российской Федерацией и порядком Калужской области.

В ходе проведения экспертизы проекта бюджета (первое чтение) КСП была также осуществлена проверка соответствия проекта бюджета, документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, требованиям БК РФ, Положения о бюджетном процессе в городе Обнинске, действующему законодательству. Оценено состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования проекта бюджета, обоснованность расчетов показателей бюджета.

В заключении на проект бюджета (первое чтение), в частности, было отмечено, что объемы межбюджетных трансфертов, приведенные в Приложениях № 10, № 11 к Проекту решения, соответствуют объемам, установленным первоначально в Приложении № 18 «Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Калужской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» к проекту Закона Калужской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Вместе с тем, КСП обращено внимание, что в период подготовки заключения на проект бюджета (первое чтение), на официальном портале органов власти Калужской области было размещено «Уточненное приложение № 18 «Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Калужской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» к проекту закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», согласно которому межбюджетные трансферты, получаемые из федерального и областного бюджетов в 2022, 2023 и 2024 годах, муниципальному образованию «Город Обнинск» были увеличены, что привело к необходимости изменения доходной и расходной части бюджета города, а также размера муниципального дорожного фонда и объема публичных нормативных обязательств на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

С учетом предложений КСП, в проекте бюджета (второе чтение) основные характеристики бюджета города Обнинска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов были увеличены и утверждены в следующих размерах:

- на 2022 год объем доходов в сумме 6 491 686 318,05 рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 3 891 047 318,05 рублей, объем расходов в сумме 6 725 286 318,05 рублей, дефицит бюджета города в размере 233 600 000,00 рублей, объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда – 149 214 041,52 рублей;

- на 2023 год объем доходов в сумме 5 876 891 602,73 рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 3 238 513 602,73 рублей, объем расходов в сумме 6 033 391 602,73 рублей, в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 69 872 000,00 рублей, дефицит бюджета города в размере 156 500 000,00 рублей, объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда – 184 861 012,50 рублей;

- на 2024 год объем доходов в сумме 6 128 953 455,53 рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 3 448 604 455,53 рублей, объем расходов в сумме 6 253 853 455,53 рублей, в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 140 263 000,00 рублей, дефицит бюджета города в размере 124 900 000,00 рублей, объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда – 403 167 137,50 рублей;

- верхний предел муниципального внутреннего долга города Обнинска на
1 января 2023 года установлен в сумме 503 600 000,00 рублей, на 1 января 2024 года - в сумме 645 100 000,00 рублей, на 1 января 2025 года - в сумме 755 000 000,00 рублей.

Кроме того, в заключении на проект бюджета (первое чтение) КСП было предложено в дальнейшем, при подготовке документов к проекту решения о бюджете города:

- расширить перечень документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета, дополнив его, в частности, расчетами налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет города, информацией о задолженности по налоговым и неналоговым доходам и выпадающим доходам от предоставления льгот;

- в случае изменения планируемых бюджетных ассигнований по муниципальным программам по сравнению с объемом финансирования, утвержденным паспортом соответствующей муниципальной программы, представлять перечни, финансовое обеспечение и характеристики мероприятий муниципальных программ.

В ходе проведения экспертизы проекта бюджета (первое и второе чтение) КСП была также осуществлена проверка соответствия проекта бюджета, документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, требованиям БК РФ, Положения о бюджетном процессе в городе Обнинске, действующему законодательству. Оценено состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования проекта бюджета, обоснованность расчетов показателей бюджета.

По результатам экспертизы Проекта бюджета КСП было, в частности, отмечено, что в Проекте решения представлены все основные характеристики бюджета, установленные ст. 184.1 БК РФ, документы и материалы, представленные одновременно с Проектом решения, соответствуют ст. 184.2 БК РФ и ст. 5 Положения о бюджетном процессе.

При формировании Проекта бюджета выдержаны требования норм БК РФ относительно предельного размера резервного фонда Администрации города Обнинска, размера дефицита бюджета, предельного объема муниципального долга и предельного объема расходов на его обслуживание.

По результатам проведения мониторинга бюджетного процесса в 2021 году Палата представляла Обнинскому городскому Собранию и Администрации города Обнинска ежеквартальную информацию об исполнении бюджета за 1-й квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев 2021 года. Информация содержала оценку исполнения доходных и расходных статей городского бюджета, а также анализ выявленных отклонений.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности содержания муниципального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Обнинска
(в части расходов на капитальный и текущий ремонт)» КСП было отмечено, что на уровне муниципального образования отсутствуют единые подходы к проведению капитальных и текущих ремонтов подведомственных бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, проведение ремонта не в полной мере регламентировано указанными нормативными правовыми актами.

Общий объем средств, запланированный в 2019 – 2021 годах на капитальный и текущий ремонт учреждений, подведомственных Администрации города Обнинска, Управлению образования и Управлению культуры, составил 234 275,6 тыс. рублей, в том числе на капитальный ремонт – 109 474,2 тыс. рублей, или 46,7% от общего объема средств, на текущий ремонт – 124 801,4 тыс. рублей, или 53,3%.

Капитальный ремонт проводился муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на иные цели и за счет бюджетных средств, выделяемых МКУ «Городское строительство» на проведение капитальных ремонтов, что соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, текущий ремонт проводился муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на иные цели, что не соответствует действующему законодательству и нормативным правовым актам Администрации города Обнинска.

Кроме того, была отмечена неравномерность финансирования текущих ремонтов муниципальных бюджетных и автономных учреждений в 2019 - 2021 годах. Так, текущий ремонт был запланирован Планами ФХД учреждений только на 63 объекта недвижимости, или 37,5% от общего количества объектов недвижимости.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности содержания муниципального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Обнинска (в части расходов на капитальный и текущий ремонт)» был направлен КСП в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

По результатам проведения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий города Обнинска в 2021 году Палата представляла Обнинскому городскому Собранию и Администрации города Обнинска ежеквартальную информацию о  финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий за 1-й квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев 2021 года. Информация содержала оценку исполнения доходов и расходов муниципальных предприятий, состояние кредиторской и дебиторской задолженности.

По итогам мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий города Обнинска, было отмечено, что согласно плану-проекту работы по реорганизации муниципальных предприятий (далее – План-проект), представленному Администрацией города Обнинска, не подлежат реорганизации и ликвидации МП «Теплоснабжение», МП «Водоканал», МП «Горэлектросети», которые в соответствии со ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Два предприятия (МП «Дом ученых» и МП «Кинотеатр») Администрация города Обнинска планирует реорганизовать в муниципальные бюджетные учреждения, 5 предприятий (МП «КХ»,  МП «Обнинская типография»,
МП «Оздоровительные бани», МП «УЖКХ»,
МП «ОПАТП») – в муниципальные автономные учреждения, МП «Волейбольный клуб» - в автономную некоммерческую организацию, по МП «Квант» планируется слияние с муниципальным бюджетным или автономным учреждением.  

Согласно Плану-проекту в 2022 году Администрация города Обнинска планирует реорганизовать 3 предприятия – МП «Кинотеатр», МП «Оздоровительные бани», МП «Волейбольный клуб», с I квартала 2023 года по I квартал 2024 года - остальные муниципальные предприятия.

Особое внимание в отчетном году, как и в 2020 году, Палатой было уделено мониторингу реализации Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на территории города Обнинска.

В ходе мониторинга национальных проектов (далее - НП) Палатой было отмечено, что Администрация города Обнинска активно и успешно участвует в реализации национальных проектов.

 Наименование НП

Объемы финансирования, тыс. руб.

Объемы финансирования 2021 года к 2020 году,
%

2020 год

2021 год

НП «Безопасные и качественные дороги»
122 889,2
107 308,7
87,3
НП «Жилье и городская среда»
1 022 107,9
287 226,7
28,1
НП «Образование»
1 166 649,4
-
-
НП «Демография»
462 896,1
1 336 477,7
288,7
НП «Культура»
-
28 369,2
-
Итого
2 774 542,6
1 759 382,3
63,4
 
В соответствии с Решением о бюджете на 2021 год были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 7 федеральных проектов 4 НП в рамках исполнения 7 муниципальных программ в общем объеме 1 759 382,3 тыс. рублей, что на 36,6% ниже уровня 2020 года и в 2,5 раза выше уровня 2019 года.
 
При этом на реализацию мероприятий НП  «Демография» объемы финансирования увеличились в 2,9 раза.

Удельный вес расходов на НП в общем объеме расходов 2020 года составляет 25,7%.

Согласно сводной бюджетной росписи расходов на 2021 год по состоянию на 31.12.2021 объемы финансирования на реализацию мероприятий НП были увеличены на 55 854,8 тыс. рублей, или на 3,2%, и составили 1 815 237,1 тыс. рублей.

Объем финансирования на реализацию мероприятий НП был предусмотрен:

- за счет средств федерального бюджета в размере 743 662,4 тыс. рублей, или 41,0% от общего объема финансирования;

- за счет средств областного бюджета в размере 950 400,4 тыс. рублей, или 52,3% от общего объема финансирования;

- за счет средств бюджета города Обнинска в размере 121 174,3 тыс. рублей, или 6,7% от общего объема финансирования.

В 2022 году в соответствии с планом работы КСП продолжит работу по проведению системного мониторинга национальных проектов, результаты которого будут ежеквартально представляться в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

В 2021 году Палатой было проведено 19 контрольных мероприятий, включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год, аудит закупок муниципальных заказчиков и совместную проверку с КСП Калужской области.

Контрольными мероприятиями было охвачено 74 объекта, в том числе:

- в 18 случаях объектами проверки были органы местного самоуправления и их структурные подразделения;

- в 56 случаях - муниципальные учреждения.

 

По итогам проведенных контрольных мероприятий участникам бюджетного процесса и муниципальным учреждениям направлено 19 представлений.

Выполнение объектами контроля представлений находится на контроле КСП и анализируется, в том числе, в ходе повторных проверок.

Следует отметить, что представления КСП объектами контроля рассматриваются своевременно, в установленные Федеральным законом № 6-ФЗ сроки. Выявленные Палатой нарушения устраняются практически в полном объеме.

Согласно представленной информации объектами контроля на настоящий момент 18 представлений исполнены, 1 представление находится на контроле в связи с тем, что срок исполнения представления еще не наступил.

 

Большая часть выявленных в ходе проверок нарушений связана с несоблюдением отдельных требований отраслевого законодательства, нормативных правовых актов федерального, областного и муниципального уровней, регулирующих финансово-бюджетную сферу.

Были выявлены, так называемые, «прочие нефинансовые нарушения», прежде всего связанные с организацией и составлением бюджетной отчетности.

Фактов нецелевого использования бюджетных средств установлено не было.

 

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в рамках реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» в 2020 году» КСП было отмечено, что расходы, запланированные в 2020 году на реализацию мероприятия «Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», исполнены в сумме 85 238,8 тыс. рублей, или 99,3% к плану.

В 2020 году количество детей, которым были назначены Управлением социальной защиты населения Администрации города Обнинска (далее – Управление соцзащиты) ежемесячные выплаты за счет средств федерального и областного бюджета составило 252 ребенка, количество детей, которым были назначены ежемесячные выплаты за счет средств областного бюджета – 9 детей.

В ходе проведения контрольного мероприятия КСП были выявлены нарушения федерального, областного законодательства и нормативных правовых актов города Обнинска.

Так, в нарушениетребований ст. 6Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ                   «Об организации предоставления государст-венных и муниципальных услуг», согласно которой органы, предоставляющие государст-венные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами, Управлени-ем соцзащиты государственная услуга предоставлялась до 23.01.2020 при отсутствии административного регламента, с 23.01.2020 не в соответствии с Административным регламентом.

В нарушение требований п. 3.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (далее – Административный регламент), утвержденного постановлением Администра-ции г. Обнинска от 15.01.2020 № 32-п, в ряде случаев запросы в рамках межведомственного электронного взаимодействия (далее - МЭВ) Управлением соцзащиты были направлены с нарушением установленных сроков.

В нарушение требований раздела 3 Административного регламента решения о назначении выплаты принимались Управлени-ем соцзащиты при отсутствии полного пакета документов (ответов на запросы в рамках МЭВ).

В нарушение п. 2.4.1 Административного регламента, согласно которому решение о предоставлении государственной услуги принимается руководителем Управления соцзащиты в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, в 6 случаях решение о предоставлении государственной услуги было принято руководителем Управления позднее 10 дней со дня подачи заявления заявителями.

По итогам контрольного мероприятия был подготовлен отчет, направленный в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений в Управление было направлено представление.

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение социальных выплат, пособий, компенсаций детям и семьям с детьми в рамках реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» в 2020 году» КСП было отмечено, что в 2020 году на территории муниципального образования «Город Обнинск» в рамках реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» бюджетные средства, выделенные на обеспечение социальных выплат, пособий, компенсаций детям и семьям с детьми, предоставлялись на:

- выплату единовременного пособия при рождении второго ребенка в соответствии с Законом Калужской области от 07.05.2003 № 201-ОЗ «О единовременном пособии при рождении второго ребенка»;

- выплату ежемесячного пособия на второго ребенка в возрасте от полутора до трех лет в соответствии с Законом Калужской области от 31.12.2004 № 10-ОЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»;

- выплату материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Калужской области от 27.12.2011 № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале».

Расходы, запланированные на 2020 год на реализацию указанного мероприятия, исполнены в сумме 52 199,7 тыс. рублей, или 99,6% к плану.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2020 году:

- единовременное пособие при рождении второго ребенка, было предоставлено 97 получателям пособия, сумма выплаченных пособий за год составила
2 188,3 тыс. рублей;

- ежемесячное пособие на второго ребенка от полутора до трех лет, было предоставлено 307 получателям пособия, число детей, на которых назначено пособие, составило 307 чел., сумма выплаченных пособий за год составила 8 987,3 тыс. рублей;

- материнский (семейный) капитал был предоставлен 542 получателям на общую сумму 40 600 тыс. рублей, в том числе: при рождении второго ребенка был предоставлен 271 получателю на общую сумму 13 500 тыс. рублей; при рождении третьего и последующих детей - 271 получателю на общую сумму 27 100 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольного мероприятия КСП были выявлены нарушения федерального и областного законодательства, а также нормативных правовых актов города Обнинска.

Так, в нарушение требований ст. 6Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ                   «Об организации предоставления государст-венных и муниципальных услуг» предостав-ление материнского (семейного) капитала в 2020 году Управлением осуществлялось в отсутствии административного регламента.

Постановлением Администрации города Обнинска от 23.12.2019 № 2358-п «Об утверждении Перечня муниципальных услуг и государственных услуг по переданным полномочиям Правительством Калужской области, предоставляемых Администрацией города Обнинска», государственная услуга по переданным полномочиям Правительством Калужской области «Предоставление материнского (семейного) капитала» на момент проверки не включена в указанный Перечень.

Выборочной проверкой личных дел на предмет соблюдения 15-дневного срока предоставления материнского капитала со дня принятия уполномоченным органом решения о его предоставлении, установленного п. 9 Постановления Правительства Калужской области № 89, выявлены 59 случаев превышения указанного срока (от 1 до 20 дней).

По итогам контрольного мероприятия был подготовлен отчет, направленный в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений в Управление было направлено представление.

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка правомерности предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивиду-альным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» КСП было отмечено, что Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивиду-альным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – субсидии юридическим лицам) регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постанов-лением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 (ред. от 30.12.2020) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муници-пальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 1492, Общие требования), которое вступило в силу с 03.10.2020.

В отчете КСП было отмечено, что на момент проведения проверки 14 порядков предоставления субсидий не были приведены в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ № 1492. Только 4 порядка предоставления субсидий юридическим лицам приведены в соответствие с Общими требованиями, при этом с нарушением срока, установленного Постановлением Правительства РФ № 1492. Так, указанные порядки с изменениями вступили в силу 03.08.2021, 03.08.2021, 17.08.2021, 09.06.2021 соответ-ственно при установленном сроке не позднее 01.06.2021.

По итогам контрольного мероприятия был подготовлен отчет, направленный в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений в Администрацию города Обнинска было направлено представление.

В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий на иные цели, выделенных в 2020 году на монтаж систем видеонаблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждениям города Обнинска, подведомственными Управлению общего образования Админист-рации города Обнинска (выборочно)» был выявлен ряд нарушений федерального законодательства и нормативных правовых актов Администрации города Обнинска.

Так, в нарушение разд. 3 Приложения № 5 «Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государ-ственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреж-дениями», утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государ-ственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреж-дениями, и Методических указаний по их применению», в разделе 1 всех инвентарных карточек не были заполнены графы 1-4, 7-9, в разделе 1 одной инвентарной карточки не заполнена также графа 6, и в разделе 4 шести инвентарных карточек не заполнена графа 3.

При постановке на учет имущества МКУ «Централизованная бухгалтерия образова-тельных учреждений» (далее - МКУ «ЦБОУ») не была обеспечена достоверность факта хозяйственной жизни, необходимость обеспечения которой установлена п. 3 ст. 9 гл. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ): в разделе 5 инвентарной карточки в составе объекта «Система СКУД в составе (турникет с компл. огражд. д/проходной, базовый контроллер, преобразов. интерфейса, наст. считыватель, АРМ)» отсутствует ряд позиций, указанных в Актах приема-передачи имущества.

В нарушение требований абз. 2 п. 46 (в ред. от 28.12.2018) Инструкции № 157н в бухгалтерском учете всех учреждений каждому объекту основных средств, входящему в комплекс оборудования, являющимся единым инвентарным объектом, МКУ «ЦБОУ» не присвоен внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, который должен быть сформирован как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

В единой Учетной политике, утвержденной приказом МКУ «ЦБОУ» от 01.08.2019 № 16/01 (в ред. 29.05.2020), не отражен порядок постановки на бухгалтерский учет объектов основных средств, входящих в комплекс объектов основных средств, что не соответствует п. 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (ред. от 19.12.2019).

В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, согласно которому не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, МКУ «ЦБОУ» была проведена модернизация инвентарного объекта по не имевшим места фактам хозяйственной жизни – выполнение работ по модернизации комплекса оборудования и увеличена стоимость 6 комплектов оборудования на сумму 1 541 068,51 рублей.

В нарушение п. 4.3 Постановления Администрации города Обнинска от 08.08.2019 № 1435-п «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений муниципального образования «Город Обнинск» внесение изменений в показатели всех Планов ФХД формировалось всеми учреждениями без внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат, сформированные при составлении Плана ФХД.

В нарушение ст.ст. 216, 296, 299 Гражданского кодекса РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О неком-мерческих организациях» все учреждения, являющиеся объектами проверки, заключили контракты на монтаж оборудования  в отношении имущества, еще не закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Заказчиками в нарушение ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ были изменены существенные условия контракта, в частности заключено дополнительное соглашение об изменении срока сдачи-приемки выполненных работ.

По итогам контрольного мероприятия КСП был подготовлен отчет, направленный в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Кроме того, объектам проверки (7 общеобразовательных учреждений) были направлены представления с предложениями по устранению выявленных нарушений.

В ноябре 2021 года в соответствии с  Решением о проведении Контрольно-счетной палатой Калужской области и муниципальными контрольно-счетными органами Калужской области совместного контрольного мероп-риятия от 22.10.2021 № 03-035, КСП было проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на оплату коммунальных услуг в 2019-2020 годах», по результатам которого был подготовлен и направлен в Контрольно-счетную палату Калужской области и начальнику Управления социальной защиты Администрации города Обнинска Акт контрольного мероприятия.

В ходе контрольного мероприятия было установлено, что Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», утвержденный Постановлением Администрации города Обнинска от 12.03.2012 № 306-п «Об утверждении административных регламентов муниципальных услуг», и Административный регламент Администрации города Обнинска по предоставлению государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» городского округа «Город Обнинск», утвержденный Постановлением Администрации города Обнинска от 14.08.2017 № 1290-п «Об утверждении Админист-ративного регламента Администрации города Обнинска по предоставлению государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» городского округа «Город Обнинск»  не приведены в соответствие со вступившими в силу изменениями законодательства Российской Федерации, законодательства Калужской области и муниципальных правовых актов города Обнинска. 

Кроме того,  в нарушение п. 15 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ в проверяемом периоде отсутствовали административные регламенты по предоставлению муниципаль-ных услуг в соответствии с полномочиями, определенными Решением Обнинского Городского Собрания от 16.02.2010 № 07-87 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, проживающим в приватизированных жилых помещениях» и Решением Обнинского городского Собрания от 26.11.2009 № 02-79 «О мерах социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги».

В ходе контрольного мероприятия установлены факты нарушения требований Административных регламентов при форми-ровании личных дел, факты несоблюдения требований, предъявляемых к порядку и срокам выполнения административных процедур, факты нарушения сроков формирования и направления запросов.

По результатам контрольного мероприятия Управлению социальной защиты населения Администрации города Обнинска направлено информационное письмо.

Аудит в сфере закупок проводился как в рамках проведения отдельного контрольного мероприятия «Оценка обоснованности осуществленных закупок для обеспечения муниципальных нужд заказчиками города Обнинска, подведомственными Управлению общего образования Администрации города Обнинска в 2020 году и истекшем периоде 2021 года (выборочно)», так и в рамках контрольных мероприятий посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесо-образности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки для обеспечения муниципальных нужд города Обнинска по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, а также анализа нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования контрактной системы в городе Обнинске.

Общее количество проверенных КСП муниципальных контрактов, контрактов и договоров составило 220 единиц, из них нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ выявлены в 50 муниципальных контрактах, контрактах и договорах.
В основном в ходе проведения контрольных мероприятий выявлялись нарушения при обосновании начальной максимальной цены контракта, нарушения сроков оплаты заключенных контрактов, занижение суммы пеней, выставляемых поставщикам за нарушение ими сроков исполнения обязательств по контрактам, сроков размещения информации об исполнении контрактов, документов о приемке, размещения информации о расторжении контракта и об изменении условий контракта в реестре контрактов в ЕИС.

По итогам проведения контрольного мероприятия «Оценка обоснованности осуществленных закупок для обеспечения муниципальных нужд заказчиками города Обнинска, подведомственными Управлению общего образования Администрации города Обнинска, в 2020 году и истекшем периоде 2021 года» КСП было отмечено, что в нарушение ч. 6Постановления от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполне-ния» Постановление Администрации города Обнинска от 03.11.2016 № 1755-п «Об утвер-ждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муници-пальных нужд муниципального образования «Город Обнинск», содержанию указанных актов и обеспечению их выполнения»:

1) не содержат требования к правовой форме и порядок согласования правил нормирования, утверждаемых Администраци-ей города Обнинска и локальных правовых актов в сфере нормирования, утверждаемых муниципальными органами;

2) не содержит случаи внесения изменений в правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными им организациями отдельным видам товаров, работ, услуг и правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им организаций.

Кроме того, в нарушение ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ перечень подведомственных заказчиков, в отношении которых установлены требования к закупаемым Управлением образования и подведомствен-ными казенными, бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), отсутствуют подведомственные заказчики - МБОУ «Лицей «Физико-техническая школа» и МБОУ «СОШ № 17».

В нарушение ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ подведомственным Управлению образования заказчиком МКУ «ЦБОУ» было приобретено транспортное средство в отсутствие утвержденных нормативов.

Отчет по результатам контрольного мероприятия был направлен в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Кроме того, в Управление образо-вания КСП было направлено представление с предложениями по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений.

В 2021 году КСП продолжила работу по контролю за устранением нарушений объектами контроля, выявленными КСП в ходе проведенных контрольных мероприятий в 2020 году.

В рамках контроля за устранением объектами контроля нарушений КСП в соответствии с планом работы на 2021 год было проведено 3 контрольных мероприятия.

Анализ устранения выявленных нарушений показал, что объектами контрольных мероприятий нарушения устраняются в основном своевременно.

В 2021 году в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных по результатам проведенных в 2020 году контрольных мероприятий, КСП были проведены следующие контрольные мероприятия:

- контрольное мероприятие «Проверка устранения нарушений, выявленных по итогам контрольного мероприятия «Проверка организации питания и финансового обеспечения мероприятий по организации питания в дошкольных образовательных муниципальных бюджетных учреждениях (выборочно)»;

- контрольное мероприятие «Проверка устранения нарушений, выявленных по итогам контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2019 году на укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на территории муниципального образования «Город Обнинск»;

- контрольное мероприятие «Проверка устранения нарушений, выявленных по итогам контрольного мероприятия «Проверка организации учета и ведения реестра муниципального имущества в муниципальном образовании «Город Обнинск».

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка устранения нарушений, выявленных по итогам контрольного мероприятия «Проверка организации питания и финансового обеспечения мероприятий по организации питания в дошкольных образовательных муниципальных бюджетных учреждениях (выборочно)» КСП было отмечено, что в результате проделанной объектами проверки работы по устранению нарушений и учету замечаний, выявленных по результатам проверки КСП, проведенной в 2020 году, из 24 выявленных нарушений по результатам первичной проверки устранены полностью 37,5% нарушений, не устранено 54,2% нарушений, частично устранено 8,3% нарушений. Из 16 замечаний КСП по результатам первичной проверки учтено полностью 62,5% замечаний, не учтено 37,5% замечаний. Повторной проверкой выявлено 8 новых нарушений и установлено 7 новых замечаний.

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка устранения нарушений, выявленных по итогам контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2019 году на укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на территории муниципального образования «Город Обнинск» КСП было отмечено, что в результате проделанной объектами проверки работы по устранению нарушений и учету замечаний, выявленных по результатам проверки КСП, проведенной в 2020 году, из 5 выявленных нарушений по результатам первичной проверки устранены полностью 40% нарушений, не устранено 60% нарушений. Из 6 замечаний КСП по результатам первичной проверки учтено полностью 83,3% замечаний, не учтено 16,7% замечаний. Повторной проверкой выявлено 2 новых нарушения.

По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка устранения нарушений, выявленных по итогам контрольного мероприятия «Проверка организации учета и ведения реестра муниципального имущества в муниципальном образовании «Город Обнинск» КСП отмечено, что в результате проделанной объектами проверки работы по устранению нарушений и учету замечаний, выявленных по результатам проверки КСП, проведенной в 2020 году, из 6 выявленных нарушений по результатам первичной проверки устранены полностью 2, или 33,3% нарушений, не устранено 2, или 33,3% нарушений, частично устранено 2 нарушения, или 33,3%. Из 14 замечаний КСП по результатам первичной проверки учтено полностью 4, или 28,6% замечаний, не учтено 9, или 64,3% замечаний, учтено частично 1 замечание, или 7,1%. Повторной проверкой отмечено 2 новых замечания, 1 из которых учтено в ходе подготовки отчета.

По итогам контрольных мероприятий по контролю за устранением выявленных КСП нарушений и недостатков КСП были подготовлены отчеты, направленные в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Кроме того, объектам проверки было направлено три представления с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков. Согласно представленной информации объектами контроля на настоящий момент 2 представления исполнены в полном объеме, 1 представление находится на контроле в связи с тем, что срок исполнения еще не наступил.

В 2021 году организационная работа КСП была направлена на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы.

На 6 заседаниях Коллегией КСП рассматри-вались вопросы планирования деятельности, результаты работы КСП, обсуждались вопросы внутренней организации работы.

Палатой была продолжена работа по реализации в своей деятельности норм Федерального закона № 6-ФЗ в части стандартизации деятельности.

В 2021 году в связи с существенным расширением полномочий муниципальных контрольно-счетных органов, внесенными в Федеральный закон № 6-ФЗ, Палатой были разработаны и приняты 5 стандартов внешнего муниципального финансового контроля:

- СФК-9 «Проведение экспертизы проектов муниципальных нормативных актов муници-пального образования «Город Обнинск»;

- СФК-10 «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий»;

- СФК-11 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения бюджета муниципального образования «Город Обнинск»;

- СФК-12 «Контроль за соблюдением уста-новленного порядка формирования муници-пальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной собственности), а также оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью»;

- СОД-3 «Порядок действия должностных лиц Контрольно-счетной палаты муниципаль-ного образования «Город Обнинск» при выявлении административных правонаруше-ний».

По состоянию на 1 января 2022 года Палатой было разработано и утверждено 15 стандартов, в том числе 12 стандартов в рамках деятельности КСП по муниципальному внешнему финансовому контролю.

В своей работе Палата в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 6-ФЗ придерживается, в том числе:

- принципа гласности;
- принципа открытости.
 

В целях реализации Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госу-дарственных органов и органов местного самоуправления», а так же в целях исполнения требований об обеспечении доступа к информации о деятельности контрольно-счетных органов, установленных ст. 19 Федерального закона № 6-ФЗ, Палата размещает годовые планы работы КСП, ежеквартальную информацию и ежегодные отчеты о деятельности Палаты, стандарты внешнего муниципального финансового контроля на официальном сайте Обнинского городского Собрания http://www.gs-obninsk.ru.

В соответствии со ст. 14 Положения о КСП информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях ежеквартально представлялась Обнинскому городскому Собранию и Администрации города Обнинска, а также размещалась в средствах массовой информации и сети Интернет.

Отчеты по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП рассматривались на заседаниях профильных комитетов Обнинского городского Собрания.

В рамках исполнения полномочий по противодействию коррупции в 2021 году Председатель КСП принимал участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, созданной при Прокуратуре города Обнинска, а также в заседаниях экспертного совета Обнинского городского Собрания по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Палатой осуществлялся анализ возможного наличия коррупциогенных факторов и конфликта интересов в деятельности объектов проверок, в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах, результаты которого направлялись в Обнинское городское Собрание, Администрацию города Обнинска и Прокуратуру города Обнинска.

В ходе проведения 7 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Палатой были выявлены признаки коррупциогенных факторов и предложено внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты. По результатам рассмотрения предложений КСП в нормативные правовые акты были внесены изменения.

Кроме того, в соответствии с Планом деятельности КСП по противодействию коррупции на 2021 - 2022 годы КСП был реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих согласованное использование правовых, образовательных, воспитательных, организационных, профилактических и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение коррупции при прохождении муниципальной службы в КСП.

В 2021 году в План деятельности КСП по противодействию коррупции на 2021 - 2022 годы, утвержденный Приказом КСП в декабре 2020 года, в соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» Палатой были внесены соответствующие изменения.

Как и в предыдущие годы, в 2021 году  КСП принимала активное участие в работе Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ (далее – Союз МКСО).

Так, в марте и июне 2021 года Председатель КСП принял участие в заседаниях Президиума Союза МКСО. На заседаниях Президиума рассматривались вопросы деятельности МКСО в 2020 году и основные направления работы МКСО на 2021 год.

В апреле и июне 2021 года Председатель КСП принимал участие в круглых столах на темы:

- «Актуальные вопросы практической деятельности в рамках внешнего муниципального финансового контроля»;

- «Внешний муниципальный финансовый контроль: практика актуальные вопросы. Опыт работы Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ и  других МКСО».

Целью проведения круглых столов являлся обмен практикой контрольно-счетных органов по актуальным вопросам внешнего муници-пального контроля в современных условиях.

В июле 2021 года Председатель КСП принял участие в организованном Счетной палатой РФ обсуждении с контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований вопросов внесения изменений в Федеральный закон № 6-ФЗ.

В ноябре 2021 года Председатель КСП принял участие в заседании Общего собрания Представительства Союза МКСО в Центральном федеральном округе, на котором, в том числе, рассматривался вопрос о практике муниципальных КСО по проведению мониторинга реализации национальных проектов, оценке системы проектного управления муниципальных образований.

В ноябре 2021 года заместитель Председателя КСП приняла участие в дискуссионной площадке на тему: «Пути трансформации и оптимизации внутренней организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований», на которой, в том числе, был представлен опыт работы КСП Красноярска по цифровизации деятельности.

Президиумы Союза МКСО, Общее собрание Союза МКСО, круглые столы, обсуждение с контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований вопросов внесе-ния изменений в Федеральный закон № 6-ФЗ и дискуссионная площадка проходили в 2021 году в режиме видеоконференцсвязи с использованием сервиса видеоконференций портала Счетной палаты Российской Федерации КСО РФ, КСП города Воронежа. Режим онлайн заседаний позволял принимать в них участие представителям более 200 МКСО России.

Кроме того, в рамках участия в работе Союза МКСО готовилась и направлялась информация о цифровизации Палаты, используемых ею стандартах контроля, о показателях работы КСП в 2020 году, о контроле за исполнением бюджета города Обнинска и о реализации национальных проектов на территории города Обнинска.

В 2021 году Палата также принимала активное участие в работе Ассоциации контрольно-счетных органов Калужской области (далее – АКСО Калужской области).

Так, в июне 2021 года КСП приняла участие в XII Конференции АКСО Калужской области, посвященной укреплению взаимодействия муниципальных контрольно-счетных органов и повышению эффективности внешнего муниципального финансового контроля. На указанной Конференции Председатель КСП был избран в Президиум АКСО Калужской области.

Кроме того, в ноябре 2021 Председатель и заместитель председателя КСП участвовали в кустовом консультативном совещании, проведенном в городе Обнинске под руководством Председателя Контрольно-счетной палаты Калужской области, в котором приняли участие главы представительных органов и главы районных администраций, руководители и сотрудники контрольно-счетных органов, а также сотрудники юридических служб города Обнинска и Малоярославецкого, Боровского, Жуковского, Тарусского, Ферзиковского районов муниципальных районов  Калужской области.

Основной темой консультативного совещания стало внесение изменений в нормативно-правовые акты муниципальных образований в связи с реализацией положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты» и областного закона «О внесении изменений в некоторые законы Калужской области в целях регулирования деятельности Контрольно-счетной палаты Калужской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Калужской области». 

Кроме того, в рамках участия в работе АКСО Калужской области были подготовлена и направлена в КСП Калужской области информация о показателях работы КСП в 2020 году, о контроле за реализацией национальных проектов на территории города Обнинска.

В соответствии со ст. 11 Положения о КСП 27 декабря 2021 года приказом КСП был утвержден План работы Палаты на 2022 год (Приложение 1 к настоящему отчету).

По поручению Главы городского самоуправ-ления, Председателя Обнинского городского Собрания в План работы на 2022 год Палатой включено контрольное мероприятие «Проверка влияния формируемого резерва по сомнитель-ным долгам на прибыль МП «Теплоснабжение» и на размер отчислений части прибыли указанным предприятием в бюджет муниципального образования «Город Обнинск» за период 2016 – 2021 гг., а также эффектив-ности работы с дебиторской задолженностью по состоянию на 01.01.2022», планируемое к проведению во II квартале 2022 года.

Кроме того, в рамках реализации полномочий, установленных Федеральным законом № 6-ФЗ, основными задачами деятельности КСП в 2022 году будут являться:

- организация и осуществление предвари-тельного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета города Обнинска, включая внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета города, экспертизы проектов нормативных правовых актов, влекущих расходы бюджета города;

- обеспечение и дальнейшее развитие аудита эффективности использования бюджет-ных средств и иных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей и выполнения возложенных функций в рамках реализации муниципальных программ города Обнинска;

- организация и осуществление контроля за наличием правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, и обос-нованности отнесения расходов муници-пального образования «Город Обнинск» к кате-гории публичных нормативных обязательств;

- обеспечение и проведение проверки в целях выполнения п. 19 Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478;

- мониторинг реализации национальных проектов (программ) на территории муниципального образования «Город Обнинск»;

- анализ реализации отдельных мероп-риятий по транспорту, в том числе инфраст-руктурного проекта, на территории муниципального образования «Город Обнинск»;

- организация и осуществление контроля эффективности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Обнинска;

- обеспечение и дальнейшее развитие аудита закупок для муниципальных нужд города Обнинска;

- обеспечение выполнения в установленные сроки представлений и предписаний Палаты, включая восстановление получателями бюджетных средств, использованных незаконно или не по целевому назначению.

Кроме того, в соответствии с предложениями Прокуратуры города Обнинска в План работы КСП на I и 2 квартал 2022 года включено проведение 2 совместных проверок с Прокуратурой города Обнинска:

- проверка исполнения требований бюджетного законодательства в части полноты, принимаемых Администрацией муниципаль-ного образования «Город Обнинск» мер по пополнению доходной части бюджета, включая взыскание арендных платежей;

- проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности муниципальных предприятий, являющихся ресурсоснабжающими организациями.

17 марта 2022 года состоялось заседание консультативного совета глав местных администраций муниципальных районов и городских округов Калужской области, на котором Губернатор Калужской области подчеркнул, что необходимо сконцентрировать усилия всех органов власти для обеспечения стабильной ситуации на местах.

В современных условиях первоочередное значение приобретает регулярный мониторинг финансового состояния муниципалитетов, в том числе оценка исполнения доходной базы бюджета и налоговой устойчивости основных налогоплательщиков. Это необходимо для своевременного принятия решений и нивелирования возможных негативных последствий от введения ограничительных мер.

Не менее важно выполнение всех принятых расходных обязательств, в первую очередь социального характера, и недопущение образования кредиторской задолженности. При этом важно рационально расходовать имеющиеся ресурсы, искать дополнительные источники дохода и по возможности формировать финансовые резервы.

Губернатор Калужской области отметил, что в сложившейся ситуации самое главное – выполнение социальных обязательств перед населением, поддержка крупных системо-образующих предприятий, являющихся основными работодателями, сохранение рабочих мест, а также реализация в том же темпе и том же объеме всех намеченных проектов, в том числе строительство школ, детских садов, социальных объектов, развитие инфраструктуры.

В этой связи Палатой в 2022 году будет обращено особое внимание вышеуказанным вопросам по осуществлению мониторинга финансового состояния муниципального образования «Город Обнинск» по различным направлениям в рамках поставленных Губернатором Калужской области задач на заседании консультативного совета глав местных администраций муниципальных районов и городских округов Калужской области.

 
 
Председатель                                                                                                                                           К.В. Капинус