Обнинское городское собрание

Отчет КСП за 2022 год

Приложение к решению Обнинского городского Собрания «Об отчете Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Обнинск» о деятельности за 2022 год» от 28 февраля 2023 № 01-38

 
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Обнинск» за 2022 год
 

1.      Введение

Ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Обнинск» представляется Обнинскому городскому Собранию в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Устава муниципального образования «Город Обнинск», Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Обнинск», утвержденного решением Обнинского городского Собрания от 27.09.2011 № 07-24 (далее – Положение о КСП).

Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Обнинск» (далее – КСП, Палата) осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ с учетом изменений, вступивших в силу 30.09.2021, согласно которым полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований были существенно расширены, КСП осуществляет:

- организацию и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- экспертизу проектов местного бюджета, проверку и анализ обоснованности его показателей;

- внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета;

- проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ);

- оценку эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

- оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- экспертизу проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертизу проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);

- анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

- проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

- контроль за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;

- оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования;

- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

В соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) КСП также осуществляет бюджетные полномочия:

- по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

- по экспертизе проектов решений о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

- по экспертизе муниципальных программ;

- по анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе по подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

- по подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.

В отчете отражена информация об основных результатах деятельности Палаты за 2022 год по выполнению полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля, которые определены законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Обнинска.

В соответствии со ст. 11 Положения о КСП Палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

 

Приоритетными направлениями работы Палаты в 2022 году являлись:

 

- контроль за формированием и исполнением бюджета города;

- контроль за использованием муниципального имущества;

- контроль за реализацией национальных проектов;
- аудит в сфере закупок;

- экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств города, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов бюджета города, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ).

 

В соответствии с планом работы КСП на 2022 год Палатой проведено 56 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 23 контрольных и 33 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых было подготовлено:

 
- 24 акта;
- 22 отчета;
- 21 заключение;
- 12 аналитических записок.
 

Из общего количества контрольных мероприятий 8 мероприятий проведены в рамках внешней проверки главных распорядителей бюджетных средств за исполнением бюджета города Обнинска за 2021 год, 1 мероприятие – в сфере финансового обеспечения дорожной деятельности, 5 мероприятий – в рамках контроля за управлением и распоряжением муниципальным имуществом, 3 мероприятия – в рамках проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, 1 мероприятие – в сфере социальной политики, 2 мероприятия – в рамках контроля использования бюджетных ассигнований, выделенных в 2021 году на проведение противоэпидемических мероприятий, 1 мероприятие – в сфере образования, 1 мероприятие - по обращению граждан, 1 совместное контрольное мероприятие с Контрольно-счетной палатой Калужской области.

В соответствии со ст. 98 Федерального закона № 44-ФЗ КСП проводился аудит в сфере закупок в рамках контрольных мероприятий.

 

Общий объем проверенных в ходе контрольной деятельности средств составил
9 076 697,8 тыс. рублей, в том числе:

- 3 609 027,4 тыс. рублей – бюджетные средства;

- 80 627,9 тыс. рублей – стоимость муниципального имущества;

- 5 387 042,5 тыс. рублей – иные средства (муниципальных предприятий).

 

Заключения, аналитические записки (аналитические информации) по проведенным экспертно-аналитическим мероприятиям, отчеты по результатам контрольных мероприятий направлялись в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

В соответствии с соглашением о взаимодействии отчеты по результатам всех контрольных мероприятий также направлялись в Прокуратуру города Обнинска. Кроме того, сотрудники КСП в 2022 году участвовали в проверках, проводимых Прокуратурой города Обнинска.

Ежеквартально информация о деятельности КСП направлялась в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска, публиковалась в официальном печатном издании города Обнинска и размещалась на сайте Обнинского городского Собрания http://www.gs-obninsk.ru.

 

2.      Экспертно – аналитическая деятельность

В соответствии с планом работы Палаты на 2022 год было проведено 33 экспертно-аналитических мероприятия.

 

В рамках экспертно-аналитической работы КСП была проведена экспертиза и подготовлены:

- заключение по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города за 2021 год;

- 3 аналитические записки по итогам мониторинга бюджетного процесса в городе Обнинске (за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2022 года);

- 2 аналитические информации: по основным характеристикам бюджета, представленным в проекте решения Обнинского городского собрания «О бюджете города Обнинска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»; по проекту решения Обнинского городского собрания «О бюджете города Обнинска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (второе чтение);

- заключение на проект решения Обнинского городского Собрания «О бюджете города Обнинска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»;

- 4 аналитические записки по итогам мониторинга реализации национальных проектов на территории города Обнинска (за 2021 год, 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2022 года);

- аналитическая записка по итогам оценки эффективности предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в 2020 и 2021 годах;

- аналитическая записка по итогам анализа реализации отдельных мероприятий по транспорту, в том числе инфраструктурного проекта, за 9 месяцев 2022 года;

- аналитическая записка по итогам анализа исполнения контрактуемых расходов в 2021 году заказчиками муниципального образования «Город Обнинск» (выборочно);

- 2 заключения на внесение изменений в бюджет города Обнинска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов;

- 17 заключений на проекты муниципальных правовых актов.

 

2.1. В соответствии со ст. 264.4 БК РФ, ст. 13 Решения Обнинского городского Собрания от 27.09.2011 № 05-24 «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в городе Обнинске» (далее - Положение о бюджетном процессе) с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета Палатой было подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета города за 2021 год.

В заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2021 год было отмечено, что перечень представленных документов, а также срок предоставления отчета об исполнении бюджета соответствовали требованиям ст. 13 Положения о бюджетном процессе.

Основные показатели исполнения бюджета города за 2021 год соответствовали установленным БК РФ требованиям и исполнены в следующих размерах:

- общий объем доходов бюджета города в сумме 6 620 679,3 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений – 4 065 753,7 тыс. рублей;

- общий объем расходов бюджета города в сумме 6 601 080,9 тыс. рублей;

- профицит бюджета города составил 19 598,4 тыс. рублей;

- муниципальный внутренний долг по состоянию на 01.01.2022 года составил 285 000,0 тыс. рублей, в том числе муниципальные гарантии в сумме 0 тыс. рублей.

Расходы, предусмотренные на реализацию 14 муниципальных программ (далее – МП), исполнены на 5 966 991,4 тыс. рублей, или 96,1% к запланированному объему.

Доля расходов, исполненных программно-целевым методом, к общему объему исполненных расходов в 2021 году составила 90,4%, что ниже уровня 2020 года (90,8%) и выше уровня 2019 года (88,8%).

Расходы бюджета города на капитальные вложения (бюджетные инвестиции) в 16 объектов капитального строительства в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью были запланированы в объеме 1 642 115,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 563 104,3 тыс. рублей, или 34,3% от общего объема, областного бюджета – 905 968,8 тыс. рублей, или 55,2%, местного бюджета – 173 041,9 тыс. рублей, или 10,5%.

Исполнение расходов составило 1 585 240,9 тыс. рублей, или 96,5% к уточненной сводной бюджетной росписи. Доля бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в общем объеме исполненных расходов бюджета города за 2021 год составила 24,0%, что выше уровня 2020 года на 18,3%.

 

2.2. По результатам проведения мониторинга бюджетного процесса в 2022 году Палата представляла Обнинскому городскому Собранию и Администрации города Обнинска ежеквартальную информацию об исполнении бюджета за 1-й квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев 2022 года. Информация содержала оценку исполнения доходных и расходных статей бюджета города, а также анализ выявленных отклонений.

 

2.3. В рамках предварительного контроля внесения изменений в бюджет города КСП проводились экспертизы проектов решений о внесении изменений в бюджет 2022 года, по результатам экспертиз было подготовлено 2 заключения.

 

2.4. В соответствии с Положением о бюджетном процессе (в редакции от 25.10.2022), при проведении экспертизы проекта бюджета на 2023 год плановый период 2024 и 2025 годов КСП были подготовлены:

- аналитическая информация по основным характеристикам бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- заключение на проект бюджета;

- аналитическая информация в части внесенных изменений в основные характеристики бюджета и поправок, рекомендованных к принятию Обнинским городским Собранием (второе чтение).

При подготовке заключения на проект бюджета КСП были проанализированы основные показатели прогноза социально-экономического развития города Обнинска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

В ходе проведения экспертизы проекта бюджета КСП была также осуществлена проверка соответствия проекта бюджета, документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, требованиям БК РФ, Положения о бюджетном процессе в городе Обнинске, действующему законодательству. Оценено состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования проекта бюджета, обоснованность расчетов показателей бюджета.

 

По результатам экспертизы Проекта бюджета КСП было, в частности, отмечено, что в Проекте решения представлены все основные характеристики бюджета, установленные ст. 184.1 БК РФ, документы и материалы, представленные одновременно с Проектом решения, соответствуют ст. 184.2 БК РФ и ст. 5 Положения о бюджетном процессе.

При формировании Проекта бюджета выдержаны требования норм БК РФ относительно предельного размера резервного фонда Администрации города Обнинска, размера дефицита бюджета, предельного объема муниципального долга и предельного объема расходов на его обслуживание.

 

2.5. Особое внимание в отчетном году, как и в 2021 году, Палатой было уделено мониторингу реализации Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на территории города Обнинска.

 

В ходе мониторинга национальных проектов (далее – НП) Палатой было отмечено, что в соответствии с Решением о бюджете на 2022 год были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 5 НП в рамках исполнения 6 муниципальных программ в общем объеме 411 824,0 тыс. рублей, что на 76,6% ниже уровня 2021 года. Удельный вес расходов на реализацию НП в общем объеме расходов 2022 года запланирован в размере 5,8%.

 

Расходы на реализацию НП в 2022 году составили 407 470,5 тыс. рублей, что на 1 407 122,7 тыс. рублей, или на 77,5% меньше расходов на реализацию НП в 2021 году.

 

Наименование НП

Расходы, тыс. руб.

Темп роста 2022 года к 2021 году, %

2021 год
2022 год
НП «Безопасные качественные дороги»

107 139,5

51 117,2

47,5
НП «Жилье и городская среда»

342 777,2

89 972,8

26,2
НП «Образование»
-

2 695,8

-
НП «Демография»

1 336 307,3

262 684,7

19,7
НП «Культура»

28 369,2

1 000,0

3,5
Итого

1 814 593,2

407 470,5

22,5
 

 

 

 

 

 

В 2023 году в соответствии с планом работы КСП продолжит работу по проведению системного мониторинга национальных проектов, результаты которого будут ежеквартально представляться в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска.

 
2.6. В отчетном периоде КСП проведена оценка эффективности предоставления налоговых льгот в 2020 и 2021 годах по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, установленных в соответствии со ст. 387 и ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, решениями Обнинского городского Собрания.

В результате применения льгот, установленных решениями Обнинского городского Собрания, объем выпадающих налоговых доходов из бюджета города Обнинска составил:

- в 2020 году 44 587 тыс. рублей, из них 31 728 тыс. рублей (71,2%) сумма выпадающего дохода в результате освобождения муниципальных учреждений от уплаты земельного налога;

- в 2021 году 42 385 тыс. рублей, из них 31 260 тыс. рублей (73,8%) сумма выпадающего дохода в результате освобождения муниципальных учреждений от уплаты земельного налога.

 

Наибольшую долю налогоплательщиков (юридических лиц) земельного налога, которым предоставлена льгота в виде полного освобождения от налогообложения, составляют муниципальные учреждения, финансируемые из бюджета города Обнинска, налоговая льгота является востребованной и направлена на уменьшение встречных финансовых потоков бюджета.

Установленные льготы по земельному налогу для физических лиц и по налогу на имущество физических лиц являются мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан.

По результатам оценки эффективности предоставления налоговых льгот установлено, что сохранение льгот, предоставляемых в соответствии с решениями Обнинского городского Собрания, по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, является целесообразным.

 

2.7. КСП в 2022 году был проведен мониторинг реализации отдельных мероприятий по транспорту, в том числе инфраструктурного проекта, на территории муниципального образования «Город Обнинск» за 9 месяцев 2022 года.

В рамках проведения мониторинга проанализированы федеральное и региональное законодательство, муниципальные стратегические документы и правовые акты с точки зрения нормативного регулирования реализации отдельных мероприятий по транспорту, а также запланированные расходы и их исполнение.

Общая стратегия решения вопроса местного значения городского округа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в 2022 году закреплена в документах планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Обнинск» на 2016-2022 годы и на 2022-2027 годы (далее – Документы планирования), утвержденных постановлениями Администрации города Обнинска от 31.12.2015 № 2557-п и от 30.06.2022 № 1388-п.

По состоянию на 01.10.2022 из 7 запланированных мероприятий, предусмотренных Документом планирования на 2022-2027 годы, в полном объеме выполнены 3 мероприятия, 4 мероприятия находились в стадии реализации.

Расходы на финансирование отдельных мероприятий по транспорту и реализацию инфраструктурного проекта за 9 месяцев 2022 года исполнены в сумме 879 602,4 тыс. рублей, или на 65,8% к уточненной бюджетной росписи на 2022 год.

 

2.8. В 2022 году впервые был проведен анализ исполнения контрактуемых расходов заказчиками муниципального образования «Город Обнинск» в 2021 году с использованием программного комплекса СПАРК-маркетинг.

В ходе аналитического мероприятия рассмотрена закупочная деятельность 66 заказчиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.

 

Всего в 2021 году муниципальными заказчиками города Обнинска заключено 5 410 контрактов на общую сумму 2 420 435,4 тыс. рублей, в том числе по результатам конкурентных процедур – 516 на сумму 718 482,9 тыс. рублей, без проведения конкурентных процедур – 4 894 на сумму 1 701 952,5 тыс. рублей.

Общее значение экономии по результатам всех конкурентных процедур, завершенных в 2021 году, составило 141 540,8 тыс. рублей, или 16,5% от общей суммы начальных максимальных цен контрактов.

 

С целью формирования дополнительной экономии бюджета города КСП было предложено рассмотреть возможность принятия муниципального правового акта, регулирующего деятельность заказчиков при осуществлении закупок малого объема с использованием программного комплекса WEB-торги, в частности, рассмотрение маркетинговых исследований посредством их согласования в системе, в случае выбора заказчиком предложения отличного от наименьшего, а также осуществления контроля за использованием заказчиками перечня исключений при осуществлении закупок малого объема минуя маркетинговые исследования.

В ходе аналитического мероприятия также была рассмотрена деятельность органов контроля, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок. Было установлено, что на территории города Обнинска в отсутствие федеральной и местной нормативной базы осуществляются «функции по предварительному контролю», фактически дублирующие полномочия Уполномоченного органа (Министерства конкурентной политики Калужской области).

 

2.9. В рамках исполнения полномочий контрольно-счетного органа и в соответствии с Положением «О взаимодействии органов местного самоуправления муниципального образования «Город Обнинск», утвержденным решением Обнинского городского Собрания от 27.09.2011 N 08-24, КСП проведена экспертиза 13 проектов муниципальных правовых актов, направленных Обнинским городским Собранием, и 4 проектов муниципальных правовых актов, направленных Администрацией города Обнинска, в том числе 3 проектов муниципальных программ.

 
 
3.      Контрольная деятельность

В 2022 году Палатой было проведено 23 контрольных мероприятия, включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2021 год и совместную проверку с Контрольно-счетной палатой Калужской области.

Контрольными мероприятиями было охвачено 52 объекта, в том числе:

- в 8 случаях объектами проверки были органы местного самоуправления и их структурные подразделения;

- в 38 случаях - муниципальные учреждения;
- в 3 случаях – муниципальные предприятия;
- в 3 случаях прочие организации.
 

Большая часть выявленных в ходе проверок нарушений связана с несоблюдением отдельных требований отраслевого законодательства, нормативных правовых актов федерального, областного и муниципального уровней, регулирующих финансово-бюджетную сферу.

Были выявлены также нефинансовые нарушения, прежде всего связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской, бюджетной отчетности.

Фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено.

 

3.1. По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка наличия правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, и обоснованности отнесения расходов муниципального образования «Город Обнинск» к категории публичных нормативных обязательств» КСП было отмечено, что в соответствии с п. 3 ст. 184.1 БК РФ, п. 12 Решения Обнинского городского Собрания от 14.12.2021 № 01-21 «О бюджете города Обнинска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Решение о бюджете города Обнинска) утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2022 - 2024 годы в сумме 882 572,4 тыс. рублей, 899 102,1 тыс. рублей, 926 400,3 тыс. рублей соответственно.

Решением о бюджете города Обнинска Управлению социальной защиты населения Администрации города Обнинска (далее – Управление соцзащиты) в 2022-2024 годах предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение 20 публичных нормативных обязательств, в том числе:

- 3 публичных нормативных обязательств по переданным Калужской областью Администрации города Обнинска федеральным полномочиям за счет субвенций федерального бюджета;

- 10 публичных нормативных обязательств по переданным Калужской областью Администрации города Обнинска областным полномочиям за счет субвенций областного бюджета;

- 7 публичных нормативных обязательств по полномочиям муниципального образования «Город Обнинск» за счет субсидий федерального, областного бюджета и средств бюджета города Обнинска.

КСП отмечено, что отнесение Решением о бюджете города Обнинска единовременной социальной выплаты пенсионерам к юбилейным датам и социальной выплаты отдельным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств местного бюджета в 2023 и 2024 годах к категории публичных нормативных обязательств не соответствует ст. 6 БК РФ в связи с тем, что на 2023 и 2024 годы отсутствуют муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие указанные выплаты.

Анализом представленного Порядка ведения бюджетной сметы установлено, что в указанном нормативном правовом акте отсутствуют положения, регулирующие вопросы составления, утверждения Управлением соцзащиты обоснований бюджетных ассигнований, внесения в них изменений, а также составление и внесения изменений в бюджетную смету на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы, что не соответствует Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденным Приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее – Общие требования к бюджетным сметам).

Анализ расчетов к бюджетной смете Управления соцзащиты выявил: отклонения по показателям бюджетных ассигнований на 2022 год, отсутствие расчетов показателей в представленных расчетах к бюджетной смете на 2023-2024 годы, отсутствие расчетов показателей к бюджетной смете по публичным нормативным обязательствам, передаваемым Калужской областью по федеральным и областным полномочиям, а также отсутствие обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, которые являются неотъемлемой частью сметы, что не соответствует подп. 4 п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 221 БК РФ, пп. 6 и 8 Общих требований к бюджетным сметам.

 

3.2. По результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого использования бюджетных ассигнований бюджета города Обнинска, выделенных в 2021 году на проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (п. 19 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478)» КСП было отмечено следующее.

В связи с особыми условиями труда и дополнительной нагрузкой, в соответствии с Постановлением Главы городского самоуправления городского округа «Город Обнинск»
от 13.05.2020 № 01-07/19 «Об организации мероприятий, связанных с защитой населения муниципального образования «Город Обнинск», Администрации города Обнинска было поручено организовать предоставление КБ № 8 финансовых средств на выплаты стимулирующего характера ее медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Администрацией города Обнинска финансовые средства предоставлялись КБ № 8 в виде гранта в форме субсидии в рамках п. 4 ст. 78.1 БК РФ в соответствии с Положением «О порядке предоставления гранта медицинским организациям на организацию мероприятий по защите населения муниципального образования «Город Обнинск» от чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного Постановлением Администрации города Обнинска от 29.05.2020 № 781-п (далее - Положение № 781-п).

В период с 09.03.2021 по 31.12.2021 содержание Положения № 781-п в условиях отмены перепрофилированного стационара КБ № 8 для лечения пациентов с COVID-19, не было своевременно актуализировано с учетом необходимости реализации поставленной в Постановлении Главы городского самоуправления от 13.05.2020 № 01-07/19 задачи оказания материальной поддержки КБ № 8 в условиях продолжения работы ее персонала в пандемийный период, что не позволяло отнести учреждение к категории получателя гранта на выплаты стимулирующего характера для цели осуществления стимулирующих выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Структура Положения № 781-п формально соответствовала Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020
№ 1492 (далее – Общие требования) в части наличия соответствующих разделов: «Общие положения», «Условия и порядок предоставления субсидий», «Требования к отчетности», «Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение». Вместе с тем проверкой установлены нарушения Общих требований в содержательной части разделов Положения № 781-п.

В 2021 году между Администрацией города Обнинска и КБ № 8 было заключено 12 соглашений о предоставлении грантов на стимулирующие и единовременные выплаты на общую сумму 64 339,0 тыс. рублей, в том числе: выплаты за январь – февраль 2021 года, когда в КБ № 8 были перепрофилированы стационары для лечения пациентов с COVID-19; за март – ноябрь 2021 года, когда в КБ № 8 не были перепрофилированы стационары для лечения пациентов с COVID-19.

В Администрацию города получателем гранта предоставлялись ежеквартальные, а не ежемесячные отчеты по ф. 0503127 как определено п. 3.1 Положения № 781-п.

Приказом КБ № 8 от 13.05.2020 № 185 «оп» было утверждено Положение об установлении выплат стимулирующего характера отдельным работникам КБ № 8, за счет средств, предоставляемым Администрацией города Обнинска на основании Положения № 781-п, в котором определены категории работников и подразделения, но не утвержден перечень должностей медицинский работников, которым осуществляются стимулирующие выплаты. В преамбуле Приказа КБ № 8 от 13.05.2020 № 185 «оп» имеется ссылка на исполнение требований Постановления Правительства Калужской области от 10.04.2020 № 285 «Об установлении выплат стимулирующего характера отдельным работникам медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Калужской области», которое не распространялось на КБ № 8. В приказе КБ № 8 от 13.05.2020 № 185 «оп» отсутствует указание на Положение № 781-п, в соответствии с которым осуществлялось предоставление гранта.

Заявка на стимулирующие выплаты за январь 2021 года, помимо расчетов стимулирующих выплат за январь 2021 года, содержала корректирующие расчеты за ноябрь 2020 года в размере 180,1 тыс. рублей, с учетом начислений на выплаты (30,28%) – 234,6 тыс. рублей по 4 подразделениям и за декабрь 2020 года в размере 2 561,3 тыс. рублей, с учетом начислений на выплаты (30,28%) – 3 336,9 тыс. рублей по 21 подразделению, что не соответствует условию предоставления гранта, указанному в п. 1.2 Соглашения от 17.02.2021 № 01-28/99. Также КСП выявлено несоответствие условия предоставления гранта, указанного в п. 1.2 Соглашения от 01.06.2021 № 01-28/268, в Заявке за март-апрель 2021 года, которая содержала перерасчет стимулирующих выплат за февраль 2021 года в размере 183,5 тыс. рублей, с учетом начислений на выплаты (30,28%) – 239,1 тыс. рублей по 4 подразделениям КБ №8.

В ходе выборочной проверки КСП установлено, что в ряде случаев КБ №8 в расчетах за февраль 2021 года были допущены арифметические ошибки, так например, при занимаемой ставке 0,5 в расчет была взята норма рабочего времени как за полную ставку 135,8 часа, вместо 67,9 часа, что привело к занижению размера стимулирующей выплаты.

В ходе выборочной проверки КСП выявлены следующие отклонения в начислениях стимулирующих выплат отдельным работникам КБ № 8 за январь, февраль 2021 года: превышение учета отработанного сотрудниками времени составило 1 173,4 часа, в общем размере 213,0 тыс. рублей, с учетом начислений на выплаты (30,28%) – 277,5 тыс. рублей; занижение учета отработанного сотрудниками времени составило 306,7 часа, в размере 71,7 тыс. рублей, с учетом начислений на выплаты – 93,4 тыс. рублей.

 

3.3. По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка влияния формируемого резерва по сомнительным долгам на прибыль МП «Теплоснабжение» и на размер отчислений части прибыли указанным предприятием в бюджет муниципального образования «Город Обнинск» за период 2016 – 2021 гг., а также эффективности работы с дебиторской задолженностью по состоянию на 01.01.2022» КСП было отмечено, в частности, следующее:

- в нарушение Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, на предприятии отсутствовал приказ о продлении учетной политики, утвержденной приказом предприятия от 23.09.2013 № 2/76 и действовавшей в 2014 году, на период с 2015 года и в последующие периоды;

- в проверяемом периоде имело место несоответствие отражения объема выручки от основных видов деятельности по данным бухгалтерского учета по счету 90.01 «Выручка» и в годовых налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2016 – 2021 годы, что не соответствует требованиям Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»;

- в нарушение п. 21 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, в 2018 и 2020 годах объем выручки от основных видов деятельности в Отчете о финансовых результатах меньше, чем в данных бухгалтерского учета;

- выборочной проверкой установлено, что по некоторым контрагентам (дебиторам) восстановление (уменьшение) резерва для целей налогового учета и для целей бухгалтерского учета имело разные значения, что свидетельствовало об искажении налогового и бухгалтерского учета Предприятия, и о нарушении п. 1 ст. 5 гл. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ);

- в нарушение п. 3.2 Положения о порядке определения части прибыли, перечисляемой в бюджет муниципального образования «Город Обнинск» муниципальными унитарными предприятиями по результатам хозяйственной деятельности, утвержденного решением Обнинского городского Собрания от 28.10.2008 № 04-64, МП «Теплоснабжение» не были соблюдены сроки перечисления в бюджет города части прибыли за 2020 год;

- в проверяемом периоде МП «Теплоснабжение» формирование резерва по сомнительным долгам осуществлялось не в полном соответствии с требованиями Порядка формирования резервов по сомнительными долгам, установленного Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее – Приказ Минфина России № 34н), а также порядка формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций, который регулируется ст. 266 Налогового кодекса РФ, в результате КСП не подтверждена достоверность размера резерва по сомнительным долгам в проверяемом периоде.

 

3.4. По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МП «Теплоснабжение» в 2019-2021 годах» КСП были отмечены, в частности, следующие нарушения:

- нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1;

- нарушение ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, п. 16 Приказа Минфина России № 34н в части заполнения и исправления записей в ряде первичных учетных документов, а также применения самостоятельно разработанной формы ведомости на выдачу горюче-смазочных материалов (дизельного топлива), которая не может служить первичным учетным документом для подтверждения факта хозяйственной жизни, так как не содержит обязательных реквизитов и не утверждена учетной политикой;

- нарушение п.п. 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» в части формирования состава инвентаризационной комиссии;

- нарушение п.п. 3, 4, 5 раздела II приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в 2019-2020 годах, а также п. 1 раздела I приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в 2021 году, в части применения предприятием унифицированных форм путевых листов, не содержащих обязательные реквизиты путевого листа;

- нарушение п.п. 14, 15 приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (на предприятии отсутствуют журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров за периоды январь – февраль 2019 года, сентябрь – декабрь 2020 года, январь – декабрь 2021 года);

- нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) в части несоответствия содержания Положения о закупках Заказчика и фактически осуществляемой им закупочной деятельности;

- нарушения Федерального закона № 44-ФЗ в части не соблюдения сроков размещения информации в ЕИС, порядка внесения изменений в план-график, а также нарушения сроков приемки услуг.

 

3.5. По итогам проведения совместного контрольного мероприятия «Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в 2020-2021 годах бюджету городского округа «Город Обнинск» КСП было отмечено, в частности, следующее.

В рамках межбюджетных отношений на основании соглашений, заключаемых ежегодно главными распорядителями средств областного бюджета с Администрацией города Обнинска, и по уведомлениям Министерства финансов Калужской области в бюджет городского округа «Город Обнинск» поступило: в 2020 году – 58 видов межбюджетных трансфертов на общую сумму 4 653 648,6 тыс. рублей (6 видов дотаций в сумме 63 082,7 тыс. рублей, 27 видов субвенций в сумме 1 890 507,7 тыс. рублей, 22 вида субсидий в сумме 2 408 978,2 тыс. рублей, 3 вида иных межбюджетных трансфертов в сумме 291 080,0 тыс. рублей); в 2021 году – 63 вида межбюджетных трансфертов на общую сумму 4 081 274,9 тыс. рублей (7 видов дотаций в сумме 33 005,2 тыс. рублей, 29 видов субвенций в сумме 2 117 332,6 тыс. рублей, 21 вид субсидий в сумме 1 651 233,8 тыс. рублей, 6 видов иных межбюджетных трансфертов в сумме 279 703,3 тыс. рублей).

В рамках совместного контрольного мероприятия представителями КСП города Обнинска был осуществлен анализ итогов исполнения бюджета города Обнинска за 2020-2021 годы, включая анализ доходов и расходов бюджета, а также проверен ряд межбюджетных трансфертов, полученных муниципальным образованием «Город Обнинск» в 2020 - 2021 годах и выявлены нарушения расходования средств «Субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации в части осуществления государственных полномочий по организации социального обслуживания в Калужской области граждан в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Калужской области от 27.02.2015 № 691-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере предоставления социальных услуг в Калужской области» (кроме принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг) и осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организации индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных.

Сумма незаконного расходования средств субвенции на социальную поддержку и социальное обслуживание граждан в 2020 и 2021 годах на оплату труда (с учетом начислений) сотрудников государственного бюджетного учреждения Калужской области «Обнинский центр социальной помощи семье и детям «Милосердие» составила 135,3 тыс. рублей.

По итогам проведения совместного контрольного мероприятия, КСП города Обнинска был подготовлен Акт контрольного мероприятия, который был направлен в Контрольно-счетную палату Калужской области.

 

3.6. По итогам проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения МП «Коммунальное хозяйство» требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в 2021 году» выявлены нарушения Федерального закона № 223-ФЗ и Федерального закона № 44-ФЗ, допущенные при осуществлении закупок, в частности:

- несоответствие положения о закупке требованиям, установленным ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ;

- нарушение ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, ч. 8 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части не утверждения и не размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) Перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- неразмещение информации в ЕИС, а также несоответствие размещенной информации в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» в части отсутствия документа, содержащего перечень внесенных изменений, при внесении изменений в информацию о закупке, отсутствия в разъяснениях документации о закупке сведений о предмете запроса, размещения Положения о закупке в графическом виде вместо электронного, отсутствия в протоколах закупок сведений об объеме и сроке исполнения договора;

- нарушение ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, п. 4 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» в части неразмещения в плане закупок товаров (работ, услуг) информации о минимально необходимых требованиях, предъявляемых к закупаемым товарам (работам, услугам), о количестве выполняемых работ (оказываемых услуг);

- отсутствие обоснования начальной максимальной цены договоров, заключенных с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, на сумму до 100 тыс. рублей;

- размещение в ЕИС документации о закупке для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом осуществления закупки – запрос котировок в нарушение ч. 9 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о закупке;

- установление требований, предъявляемых к участникам закупки, не предусмотренных Положением о закупке, в нарушение ч. 6 ст. 3 Федерального закона
№ 223-ФЗ, Положения о закупке;

- отсутствие в договорах информации о стране происхождения товара в нарушение ч. 5.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о закупке;

- осуществление закупки товаров, работ, услуг в нарушение требований ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ;

- нарушение, установленного ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ, срока размещения плана-графика;

- нарушение ч. 3 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ при применении антидемпинговых мер.

 

3.7. По итогам проведения контрольных мероприятий по проверке учета и использования особо ценного движимого имущества в муниципальном бюджетном учреждении «Городской Дворец Культуры», муниципальном автономном учреждении «Дом культуры ФЭИ», муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2», муниципальном бюджетном учреждении «Обнинский молодежный центр», подведомственным Управлению культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска были отмечены, в частности, следующие нарушения:

- нарушение порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, установленного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», и Порядком определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных (автономных) учреждений города Обнинска, утвержденного Постановлением Администрации города Обнинска от 18.03.2011 № 372-п, в части не отнесения к особо ценному движимому имуществу имущества: без которого осуществление учреждением своей деятельности будет существенно затруднено; предназначенного для обеспечения деятельности учреждения в соответствии с учредительными документами; необходимого для обеспечения безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений; а также некорректного отнесения движимого имущества к особо ценному;

- нарушение ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ, п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), в части несвоевременного отражения объектов движимого имущества на счетах по учету особо ценного движимого имущества;

- нарушение ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3, ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), постановлений Администрации города Обнинска от 22.03.2007 № 270-п, от 16.06.2022 № 1233-п «О согласовании актов на списание муниципального имущества» в части несоблюдения порядка списания особо ценного движимого имущества;

- нарушение п. 335 Инструкции № 157н, п. 12 Инструкции № 183н, п. 12 Инструкции
№ 174н в части несоблюдения порядка учета списанного особо ценного движимого имущества;

- нарушение п. 7 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» при заполнении инвентаризационных описей;

- нарушение п. 46 Инструкции № 157н, Учетной политики учреждений при присвоении и нанесении инвентарных номеров объектам основных средств;

- нарушение п.п. 381, 382, 385 Инструкции № 157н, п. 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, в части несоблюдения порядка учета имущества, переданного в аренду, в личное пользование сотрудникам.

 

3.8. По итогам контрольного мероприятия «Проверка правомерности ремонта объектов благоустройства по адресу: г. Обнинск, ул. Победы, д. 3 и д. 5а за счет бюджетных средств, а также обоснованность привлечения денежных средств жильцов указанных жилых домов на ремонт и содержание объектов благоустройства» КСП было отмечено, в частности, следующее.

В 2018 году в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды» от имени муниципального образования «Город Обнинск» МКУ «Городское строительство» по муниципальному контракту на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в г. Обнинске, ул. Победы д. 3 и д. 5а принято и оплачено работ на сумму 4 911,3 тыс. рублей, что составило 84,8% от общего объема запланированных работ по благоустройству указанной дворовой территории.

Механизм муниципальной программы предусматривал включение объектов благоустройства в состав общего имущества многоквартирного дома. На момент проведения контрольного мероприятия объекты благоустройства в состав общего имущества многоквартирных жилых домов № 3 и № 5а по ул. Победы фактически не были включены.

В 2019 году с целью устранения недостатков на объектах благоустройства дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Обнинск, ул. Победы, д. 3 и д. 5а были проведены дополнительные работы по трем муниципальным контрактам на общую сумму 1 108,8 тыс. рублей. В результате проведенных работ были установлены малые архитектурные формы в количестве 22 единиц. Передача в состав общего имущества многоквартирных жилых домов указанных объектов документально также не оформлялась.

При визуальном осмотре объектов благоустройства КСП было установлено наличие дефектов, а также отсутствие ряда малых архитектурных форм.

На момент проверки учет объектов благоустройства по адресу: г. Обнинск, ул. Победы, д. 3 и д. 5а не производился, информация о них в перечне объектов муниципальной собственности отсутствовала, денежные средства жильцов жилых домов по адресу: г. Обнинск, ул. Победы, д. 3 и д. 5а на содержание (ремонт) вновь созданных объектов благоустройства не привлекались.

 

3.9. По итогам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2022 году на реализацию подпрограммы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Обнинска» муниципальной программы «Развитие системы образования города Обнинска», были отмечены, в частности, следующие нарушения и недостатки:

- несоответствие отдельных положений муниципальной программы Постановлению Администрации города Обнинска от 07.05.2009 № 602-п «Об утверждении Положений по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Обнинска в каникулярное время» (далее – Постановление № 602-п);

- не были регламентированы вопросы: предоставления льгот и освобождения от оплаты за пребывание, а также проезд к месту проведения смены лагеря и обратно для отдельных категорий обучающихся и воспитанников; организации отдыха, оздоровления и занятости детей в лагерях труда и отдыха, в профильных лагерях различной направленности, в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, предусмотренных Постановлением № 602-п, а также в специализированных, туристических и палаточных лагерях, предусмотренных муниципальной программой;

- не были отражены в муниципальных нормативных правовых актах и не применялись в сфере организации детского отдыха в муниципальном образовании «Город Обнинск» нормы Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления»;

- нарушение п. 2.1, п. 3.2 ч. 3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета муниципального образования «Город Обнинск», утвержденного Постановлением Администрации города Обнинска от 30.09.2020 № 2056-п, в части отсутствия документов, подтверждающих расчеты потребности учреждений на получение субсидий, отсутствия отчетов о достижении результатов предоставления субсидий, а также отсутствия требований о предоставлении учреждениями указанных отчетов в соглашениях о предоставлении субсидий;

- несоответствие информации, включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, о средней стоимости 1 дня пребывания, о кратности питания, о периоде проведения смен по ряду учреждений, организовавших в 2022 году лагерь дневного пребывания;

- несоблюдение положений п. 2.7 Приложения 2, п. 2.2 Приложения 3 к Постановлению
№ 602-п в части осуществления закупок по организации отдыха и оздоровления детей за пределами Калужской области и по организации питания в соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и Положением о закупках у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур;

- несоблюдение положений п. 2.8 Приложения 2 к Постановлению № 602-п в части отсутствия согласования меню с Региональным управлением № 8 ФМБА России по г. Обнинску;

- нарушение ч. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части заключения договора об организации отдыха и оздоровления детей с организацией, не включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;

- отсутствие документального подтверждения реализации Городской межведомственной комиссией по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в каникулярное время полномочий по контролю за проведением мероприятий в сфере организации отдыха, оздоровления детей и подростков в каникулярное время.

 

По итогам контрольных мероприятий КСП были подготовлены отчеты и направлены в Обнинское городское Собрание и Администрацию города Обнинска. Отчеты КСП о результатах проведенных контрольных мероприятий рассматривались на заседаниях комитетов Обнинского городского Собрания.

КСП объектам контроля в 2022 году было направлено 11 представлений, содержащих 97 предложений об устранении нарушений и недостатков.

Представления КСП объектами контроля рассматривались своевременно. Согласно представленной информации объектами контроля по состоянию на 01.01.2023 исполнены требования 10 представлений, 1 представление находится на контроле в связи с тем, что срок исполнения представления еще не наступил.

В рамках Соглашения о взаимодействии с Прокуратурой города Обнинска отчеты по результатам контрольных мероприятий были направлены в Прокуратуру города Обнинска.

По материалам, направленным Палатой в Прокуратуру города Обнинска в 2022 году, Прокуратурой в результате проведенных надзорных мероприятий:

- внесено 5 представлений, по результатам которых 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности;

- вынесено 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.31 КОАП Российской Федерации (нарушение порядка ведения реестра контрактов…), по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;

- в орган предварительного расследования направлены материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 (кража) Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждено 1 уголовное дело).

 

3.10. КСП в соответствии с планом работы на 2022 год проводился аудит в сфере закупок согласно требованиям ст. 98 Федерального закона № 44-ФЗ в рамках 6 контрольных мероприятий.

 

Общее количество объектов, на которых проводился аудит в сфере закупок, составило 25. В 2022 году КСП осуществлен аудит 51 закупки товаров, работ, услуг с общим объемом 307 558,5 тыс. рублей.

Выявлены нарушения по 41 закупке, или по 80,4% от общего количества проверенных закупок. Общее количество нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных при аудите в сфере закупок – 69.

 

Наиболее характерными нарушениями, из выявленных при проведении аудита в сфере закупок, являются:

- нарушения при осуществлении закупочной деятельности (способ осуществления закупки противоречит способу, установленному муниципальным правовым актом) – 50 нарушений (73,5% общего числа нарушений);

- нарушения при расчете размера неустойки (штрафа, пени), в части завышения на сумму 14 529,2 рублей, сумма неистребованной неустойки составила 1 037,0 рублей – 5 нарушений (7,4% общего числа нарушений);

- нарушения условий исполнения контрактов, приемка выполненных работ в отсутствие обеспечения гарантийных обязательств – 4 нарушения (5,9% общего числа нарушений);

- отсутствие надлежащего обеспечения исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств не покрывает сроки устранения подрядчиком дефектов на объекте – 3 нарушения (4,4% общего числа нарушений);

- нарушения порядка размещения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в ЕИС в открытом доступе – 2 нарушения (2,9% общего числа нарушений).

 

3.11. В 2022 году КСП были проведены проверки осуществления закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц на соответствие требованиям Федерального закона № 223-ФЗ.

 

Контрольными мероприятиями было охвачено 4 объекта, осуществлена проверка – 1 982 закупок с общим объемом 584 144,2 тыс. рублей.

Выявлены нарушения по 1 242 закупкам, или 62,7% от общего количества проверенных закупок. Общее количество нарушений законодательства при осуществлении закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц составило 1 305.

 

Наиболее характерными из выявленных нарушений являются:

- несоблюдение принципов и основных положений о закупке товаров, работ, услуг (отсутствуют обоснования начальной максимальной цены договоров, заключенных с единственными поставщиками) – 1 213 нарушений (92,9% общего числа нарушений);

- неразмещение или размещение с нарушением срока в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – 17 нарушений (1,3% общего числа нарушений);

- несоответствие установленным требованиям акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – 14 нарушений (1,1% общего числа нарушений).

 
 
4.      Организационная деятельность
 

4.1. В 2022 году организационная работа КСП была направлена на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы.

На 9 заседаниях Коллегией КСП рассматривались вопросы планирования деятельности, результаты работы КСП, обсуждались вопросы внутренней организации работы.

Палатой была продолжена работа по реализации в своей деятельности норм Федерального закона № 6-ФЗ в части стандартизации деятельности.

По состоянию на 1 января 2023 года Палатой разработано и утверждено 15 стандартов, в том числе 12 стандартов в рамках деятельности КСП по муниципальному внешнему финансовому контролю, 3 стандарта организации деятельности Палаты.

 

В своей работе Палата в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 6-ФЗ придерживается, в том числе:

- принципа гласности;
- принципа открытости.
 

В целях реализации Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а так же в целях исполнения требований об обеспечении доступа к информации о деятельности контрольно-счетных органов, установленных ст. 19 Федерального закона № 6-ФЗ, Палата размещает годовые планы работы КСП, ежеквартальную информацию и ежегодные отчеты о деятельности Палаты, стандарты внешнего муниципального финансового контроля на официальном сайте Обнинского городского Собрания http://www.gs-obninsk.ru.

В соответствии со ст. 8 Положения о КСП информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях ежеквартально представлялась Обнинскому городскому Собранию и Администрации города Обнинска, а также размещалась в средствах массовой информации и сети Интернет.

Отчеты по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП рассматривались на заседаниях профильных комитетов Обнинского городского Собрания.

В 2022 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» созданы и ведутся официальные страницы КСП в социальных сетях: «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также официальный канал в мессенджере Telegram.

 

4.2. В рамках исполнения полномочий по противодействию коррупции в 2022 году Председатель КСП принимал участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, созданной при Прокуратуре города Обнинска, а также в заседаниях экспертного совета Обнинского городского Собрания по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Палатой осуществлялся анализ возможного наличия коррупциогенных факторов и конфликта интересов в деятельности объектов проверок, в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах, результаты которого направлялись в Обнинское городское Собрание, Администрацию города Обнинска и Прокуратуру города Обнинска.

В ходе проведения 6 контрольных и 2 экспертно-аналитических мероприятий Палатой в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, в 21 случае были выявлено наличие признаков коррупциогенных факторов, в том числе:

3 - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) (подпункт «а» пункта 3 Методики);

1 - выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) (подпункт «в» пункта 3 Методики);

1 - чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт (подпункт «г» пункта 3 Методики);

13 - отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт «ж» пункта 3 Методики);

3 - юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (подпункт «в» пункта 4 Методики).

Кроме того, в соответствии с Планом деятельности КСП по противодействию коррупции на 2021 - 2022 годы КСП был реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих согласованное использование правовых, образовательных, воспитательных, организационных, профилактических и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение коррупции при прохождении муниципальной службы в КСП.

 

4.3. Как и в предыдущие годы, в 2022 году КСП принимала активное участие в работе Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ (далее – Союз МКСО) и Ассоциации контрольно-счетных органов Калужской области (далее – АКСО Калужской области).

Так, в марте 2022 года Председатель КСП принял участие в работе круглого стола на тему «Новые подходы к учету и реализации результатов мероприятий, проводимых контрольно-счетными органами». Мероприятие прошло в формате видеоконференцсвязи. В работе круглого стола, организованного на Портале Счетной палаты РФ и КСО России, приняли участие представители более 200 МКСО со всей России. Участники обсудили вопросы классификации выявляемых нарушений в свете актуализации в декабре 2021 года Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

В мае 2022 года КСП принято участие в ХIII региональной конференции АКСО Калужской органов «Итоги работы Ассоциации и перспективы развития внешнего муниципального финансового контроля в Калужской области», проведенной в городе Юхнове Калужской области.

В июне 2022 года КСП принято участие в режиме видеоконференции в общем собрании членов Союза МКСО на тему «Практика реализации изменений правового регулирования организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований».

В сентябре – декабре 2022 года КСП принято участие в работе круглых столов в режиме видеоконференций на темы: «Практика работы муниципальных КСО с документами стратегического планирования», «Нематериальные активы: понятия, термины, определения. Проблемные точки учета нематериальных активов и (или результатов операций с ними, в том числе бухгалтерской (финансовой отчетности)», «Передача муниципального имущества по концессионному соглашению, контроль за реализацией концессионного соглашения», «Оценка эффективности управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, находящейся в казне муниципального образования», «Практические подходы к классификации нарушений и неэффективного использования муниципальных ресурсов в связи с принятием нового «Классификатора нарушений».

В декабре 2022 года Председатель КСП принял участие в расширенном заседании коллегии региональной Контрольно-счетной палаты с участием представителей муниципальных контрольно-счетных органов Калужской области, на котором, в частности, были подведены итоги параллельных и совместных контрольных мероприятий КСП Калужской области с муниципальными контрольно-счетными органами в 2022 году, представлены новации в ходе осуществления внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля) в 2023 году (концептуальные основы риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле, проектный и риск-ориентированный подход при проведении контрольных мероприятий, новые методические разработки КСП Калужской области), утвержден план работы АКСО Калужской области на 2023 год.

В рамках участия в работе Союза МКСО и АКСО Калужской области была подготовлена информация о показателях деятельности КСП в 2021 году.

 
 

5.      Основные задачи деятельности КСП на 2023 год

В соответствии со ст. 11 Положения о КСП 22 декабря 2022 года приказом КСП был утвержден План работы Палаты на 2023 год, который размещен на официальном сайте Обнинского городского Собрания http://www.gs-obninsk.ru.

По предложению Главы администрации муниципального образования «Город Обнинск» в План работы на 2023 год Палатой включены 2 контрольных мероприятия: «Проверка законности, обоснованности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, предназначенных для функционирования Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия», «Проверка законности, обоснованности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, предназначенных для функционирования Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений».

В рамках реализации новой модели формирования основных направлений деятельности органов внешнего финансового контроля, рекомендованной Счетной палатой Российской Федерации, в формате кросс-отраслевых и отраслевых комплексов мероприятий, связанных с наиболее проблемными отраслями экономики и в которых анализ ситуации необходимо вывести на принципиально новый уровень, КСП на 2023 год запланировано экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В рамках реализации полномочий, установленных Федеральным законом № 6-ФЗ, основными задачами деятельности КСП в 2023 году будут являться:

- организация и осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета города Обнинска, включая внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета города, экспертизы проектов нормативных правовых актов, влекущих расходы бюджета города;

- обеспечение и дальнейшее развитие аудита эффективности использования бюджетных средств и иных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей и выполнения возложенных функций в рамках реализации муниципальных программ города Обнинска;

- оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования;

- экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);

- мониторинг реализации национальных проектов (программ) на территории муниципального образования «Город Обнинск»;

- организация и осуществление контроля эффективности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Обнинска;

- обеспечение и дальнейшее развитие аудита закупок для муниципальных нужд города Обнинска.

 
 

Председатель                                                                                                         К.В. Капинус